Пользователи смартфонов, планшетов и других мобильных устройств продолжают сталкиваться со встроенным рекламным ПО. По данным статистики «Лаборатории Касперского» за май 2019 – май 2020, почти 15% всех пользователей мобильных устройств в мире были атакованы какими-либо вредоносными или рекламными программами. При этом техника подвергалась заражению системного раздела.
Заражение мобильных устройств на системном уровне становится всё более распространённым способом установки рекламных приложений, созданных для показа назойливых объявлений и рассылки спама, а избавиться от такой угрозы обычному пользователю зачастую не под силу.
Как правило, доля тех, кто столкнулся с подобным рекламным ПО, составляет 1–5% от общего количества пользователей мобильных защитных решений. В основном это владельцы смартфонов и планшетов из нижнего ценового сегмента.
Заражение системного раздела влечет за собой высокий уровень риска для владельцев устройств, поскольку антивирус не может получить доступ к системным каталогам, а значит не может бороться с нежелательными программами.
Есть два способа проникновения такой неудаляемой рекламы на устройство. Первый заключается в том, что вредоносное ПО получает root-права и добавляет зловреда в системный раздел. Второй — код для показа рекламы помещают в прошивку девайса ещё до того, как он оказывается в руках покупателя. Некоторые вендоры информируют о том, что устанавливают на смартфоны рекламный софт, оставляя пользователю возможность отключать его. Другие же, напротив, не дают такой возможности и называют свой подход бизнес-моделью, которая призвана снизить розничную стоимость продукта.
«Наш анализ показывает, что пользователи мобильных устройств не только регулярно сталкиваются с атакам рекламного ПО и других угроз, их устройство также может быть подвержено риску ещё до того, как они его приобрели. При этом покупатели могут и не знать, что за собственные деньги приобретают не просто телефон, а своего рода карманный билборд, — говорит Игорь Головин, эксперт по кибербезопасности «Лаборатории Касперского». — Важно отметить, что речь здесь идёт не только о комфорте использования устройства, но и об информационной безопасности его владельца. Поэтому я советую тщательно изучать отзывы на электронику — есть вероятность, что об интересующей вас модели уже написали в сети, особенно если с ней действительно распространяется нежелательный софт».
Чтобы снизить риски, эксперты по кибербезопасности рекомендует пользователям мобильных устройств:
- проверять отзывы о модели смартфона перед покупкой;
- установить надёжное защитное решение для защиты: оно поможет обнаружить различные угрозы, включая рекламное ПО;
- если устройство оказалось заражено на системном уровне, стоит проверить обновления прошивки или установить альтернативную, однако стоит помнить, что это может привести к потере гарантии, к тому же есть вероятность повредить устройство в процессе.