13 апреля 2012 года пермское УФАС России направило в адрес ОАО «МТС» предупреждение о прекращении действий, содержащих признаки нарушения п.3 ч.1 ст.10 закона о защите конкуренции, в части навязывания абоненту дополнительных платных услуг, непосредственно не относящихся к услугам связи.
Основанием для выдачи предупреждения послужило обращение физического лица – абонента МТС, который сообщил, что ему пришло сообщение с номера 771177 с информацией о том, что ему подключена информационная услуга «прогноз погоды» (gradus.mobi). При этом услуга подключена без согласия абонента и без его участия.
Для того чтобы отказаться от данной услуги абоненту необходимо отправить текстовое сообщение на короткий номер.
Как пояснил руководитель пермского УФАС России Дмитрий Николаевич Махонин в связи с недавними изменениями в антимонопольное законодательство, перед тем как возбуждать дело по признакам нарушения п.3 ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган должен предупредить хозяйствующий субъект о том, что в его действиях содержаться признаки нарушения.
При условии выполнения выданного предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.
Напомним, согласно п.3 ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора.
За комментарием по этой теме мы обратились в пресс-службу компании МТС. Вот, что нам ответили:
- Платные услуги по коротким номерам оказывают компании контент-провайдеры, которые используют номера сотовых операторов на условиях аренды. Оператор не является поставщиком платного контента по коротким номерам и никогда не подключает абонента к услугам контент-провайдеров. Кроме того, в МТС разработан комплекс мер, позволяющих абоненту получать максимально полную информацию о подписках и контролировать их. В частности, действует бесплатный сервис «Инфоконтент», который позволяет получать информацию о стоимости и содержании каждого сервиса, оказываемого по короткому номеру: абоненту достаточно отправить знак вопроса на интересующий его номер, чтобы уточнить подробную информацию о его владельце и стоимости услуг. В ближайшее время планируется реализовать дополнительное превентивное информирование абонентов о существующих у них платных контент-подписках, а также внедрить специальную платформу, которая будет оповещать абонентов о стоимости услуг контент-провайдеров с помощью SMS в момент покупки. Это позволит МТС добиться 100%-ного информирования абонентов о совершаемой ими подписке и стоимости сервиса непосредственно перед покупкой услуг. Кроме того, МТС переведет транзакции по заказу контента на собственный веб-сайт, что поможет обеспечить полный контроль за процессом подписки и информирования абонентов.