Представители правоохранительных органов и профильных организаций обсудили в Москве взаимодействие в борьбе с мошенничествами в сфере высоких технологий. Обсуждение прошло в рамках Второй международной конференции «Борьба с мошенничеством в сфере высоких технологий. Профилактика и противодействие. Antifraud Russia-2011».
Выступая на конференции, начальник Бюро специальных технических мероприятий (БСТМ) МВД России генерал-майор полиции Алексей Мошков подчеркнул важность проведения подобных мероприятий с участием представителей правоохранительных органов. Это позволяет вырабатывать единую позицию по вопросам развития высоких технологий, внедрения их в инфраструктуру государства и бизнеса, повышения безопасности их использования, кроме того, в ходе конференции можно обменяться опытом и определить приоритетные направления работы по противодействию киберпреступности.
По словам руководителя БСТМ МВД России, на сегодняшний день мошенничества в сфере высоких технологий представляют угрозу для общества в целом, поэтому бороться с ними можно только консолидировано. По данным статистики, именно мошенничества являются самыми распространенными преступлениями в IT-среде и их количество растет с каждым годом. Если в 2010 году было возбуждено 736 таких уголовных дел, то за 9 месяцев 2011 года их число уже превысило 1 тысячу, при том, что у этих преступлений весьма высокий уровень латентности.
Одной из главных проблем в деле выявления преступников Алексей Мошков назвал относительную анонимность пользователей Интернета. МВД России часто подвергается критике за предложения усилить меры по регистрации интернет-пользователей, основным аргументом, высказываемым оппонентами, является ограничение свободы слова. По мнению Мошкова, не стоит путать понятия «анонимность» и «свобода слова», ведь большинство людей способны свободно и открыто высказывать свою точку зрения, не скрываясь под чужими личинами в сети, п вот анонимность полезна, в первую очередь, злоумышленникам, она значительно упрощает им работу по сокрытию следов преступления.
Широкое распространение в последние годы получили преступления, совершаемые с использованием банковских карт, сетевых платежных сервисов и систем дистанционного банковского обслуживания (ДБО). Все больше совершается противоправных действий с использованием скиммингового оборудования, позволяющего незаконно получать сведения о банковских картах и создавать их дубликаты. Этому способствует и снижение стоимости оборудования для осуществления противоправной деятельности, а осложнить работу скиммеров можно, например, установив на банкоматы антискимминговые устройства.
Кроме того, увеличивается и число преступлений с использованием систем дистанционного банковского обслуживания. Как пояснил Мошков, простота открытия банковских счетов и регистрации юридических лиц на подставных людей позволяет преступникам разрабатывать эффективные схемы перевода и обналичивания денежных средств, тем временем, правоохранительные органы сталкиваются с массой препятствий на пути получения сведений, позволяющих документировать преступную деятельность. Эти препятствия носят как технический, так и правовой характер. Например, некоторые платежные системы фактически не ведут журналы осуществленных финансовых операций, что не позволяет отследить движение денежных средств, ряд банкоматов не оборудован системами видеофиксации, что делает невозможной идентификацию лица, обналичивающего незаконно полученные денежные средства.
По словам начальника БСТМ МВД России, расследование большинства видов высокотехнологичных мошенничеств затрудняет отсутствие упорядоченной информации от кредитных организаций о фактах преступных посягательств. Многие банки, опасаясь за свою деловую репутацию, крайне неохотно делятся сведениями с правоохранительными органами.
МВД России предлагает выработать единые международные подходы к вопросам борьбы с киберпреступностью. Надгосударственный характер сети дает возможности злоумышленникам использовать зарубежные сервисы для сокрытия фактов своей преступной деятельности. Под давлением российских правоохранительных органов преступники активно мигрируют на сервера, находящиеся вне российской юрисдикции, а различия национальных законодательств затрудняют международный информационный обмен и сводят на нет усилия правоохранительных органов.