Госдума одобрила во втором и третьем чтениях поправки к закону «О связи», измененяющие механизм функционирования универсальных услуг связи. Законопроект был внесен рядом депутатов, но реальным инициатором документа стало Минкомсвязи. По настоянию министерства в конце 2012 г. были отменены уже объявленные конкурсы на оказание универсальных услуг связи в 2013-2015 г.г., поскольку ведомство посчитало необходимым изменить существующие принципы оказания таких услуг.
Механизм универсального обслуживания был введен Законом «О связи» от 2003 г. Он предполагает установку в каждом населенном пункте таксофона и - для поселений с численностью населения не менее 500 человек - пункта коллективного доступа в интернет. Операторов универсального обслуживания в ходе конкурсов выбирает Федеральное агентство связи.
Универсальные таксофоны в большинстве регионов обслуживает «Ростелеком», пункты коллективного доступа в интернет «Почта России». При этом все операторы связи перечисляют 1,2% от своей выручки в Фонд универсального обслуживания, откуда операторам универсального обслуживания компенсируют убытки от оказания соответствующих услуг.
Теперь для универсальных услуг связи введена технологическая нейтральность. Из закона удалены слова «таксофон» и «пункт коллективного доступа», вместо которых теперь говорится просто о коллективных средствах доступах к услугам телефонной связи и интернета.
По логике авторов поправок это означает, что операторы универсального обслуживания смогут устанавливать многофункциональные терминалы, которые, в числе прочего, будут предоставлять гражданам доступ к порталу госуслуг. Подключаться такие устройства смогут не только к сетям фиксированной связи, как это происходит сейчас, но и к мобильным сетям. Отметим, что подобного рода инфоматы уже устанавливает «Ростелеком».
Также из закона исключен пункт, согласно которому любой житель должен тратить не более часа времени для того, чтобы пешком добраться до универсального таксофона.
Теперь требования к местам установки устройств коллективного доступа будет устанавливать правительство. Это позволит сделать механизм универсального обслуживания более эффективным, дифференцируя установку средств коллективного доступа в зависимости от степени телефонизации данного региона, уровня проникновения услуг связи и развития инфраструктуры.
В ходе второго чтения была одобрена поправка главы комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиями и связи Алексея Митрофанова, согласно которой вместо конкурсов по выбору операторов универсального обслуживания будут проводиться аукционы. Если победитель не будет определен, то, как и раньше, правительство самостоятельно назначит такого оператора.
При этом предусмотрена возможность установления фиксированной суммы компенсации убытков, которая будет выплачиваться операторам универсального обслуживания. Обязанность вести раздельный учет доходов и расходов по универсальным услугам теперь возлагается только на операторов, назначенных таковыми правительством.
По плану Минкомсвязи, такие меры должны сократить расходы на оказание универсальных услуг связи на территориях с развитой инфраструктурой. В перспективе субсидирования должно остаться только на территориях, где оказание услуг связи убыточно и отсутствуют беспроводные сети. Основным же пунктом следующего этапа реформы станет финансирование государством строительства оптоволоконных сетей связи в населенных пунктах, где есть беспроводные сети, но слабый уровень проникновения высокоскоростного доступа в интернет.
// Взято с http://gov.cnews.ru/top/2013/07/08/deputaty_razres....