В конце 2007 года ОАО «Вымпелком» [Билайн™] объявил о начале процедуры покупки 100% акций ОАО «Голден Телеком». В минувший четверг впервые на Урале была представлена объединенная компания «Вымпелком», частью которой теперь и является «Голден Телеком». Представляем репортаж с пресс-мероприятия объединенного оператора.
То, о чем много говорили и писали, свершилось. С февраля 2008 года оператор фиксированной связи и широкополосного доступа в Интернет «Голден Телеком» стал 100% дочкой компании «Вымпелком» [Билайн™]. Эта сделка позволяет «Вымпелкому» трансформироваться в ведущего интегрированного телекоммуникационного оператора в России и странах СНГ с устойчивыми позициями на быстрорастущих рынках Интернет-доступа, передачи данных и мобильной связи.
- Нашу объединенную компанию можно считать лидером в своей области, и в дальнейшем это лидерство будет только укрепляться, - отмечает Николай Прянишников, исполнительный вице-президент, генеральный директор Россия ОАО «Вымпелком».
О своих достижениях и планах на будущее рассказывают представители компании «Вымпелком».
- Наши показатели по прошлому году можно оценить как положительные. Например, мы зафиксировали рост выручки на 38,4% по сравнению с 2006 годом, а сама выручка превысила отметку $6 млрд. при достаточно высокой марже OIBDA в 50,9%. Но мы не намерены останавливаться на этом, - подчеркивает Николай Прянишников.
«Вымпелкомом» разработано несколько направлений, по которым будет происходить развитие компании. Первое направление – продолжение роста бизнеса в России.
- Для этого мы будем бороться за рынки, на которые мы вышли последними. Стоит отметить, что уральский регион представляет для нас большой интерес поскольку, несмотря на то, что Билайн – молодой оператор, у нас здесь есть 3,4 млн. активных абонентов. И это только начало, - делится своими впечатлениями г-н Прянишников. - Во втором полугодии этого года нами будут запущены некоторые сегменты сетей третьего поколения. В реальности строительство сетей 3G начинается во всех регионах, но в первую очередь запуски произойдут в Челябинске, Нижнем Тагиле, Екатеринбурге и Тюмени. Это те города, в которых мы увидим наш новый продукт: принципиально иные сервисы и услуги широкополосного доступа.
Второе направление – развитие бизнеса в странах СНГ. И третье – расширение бизнеса в смежных областях. Здесь приобретение компании «Голден Телеком» и создание объединенного оператора стало иллюстрацией стратегической линии «Вымпелкома».
- Дело в том, что в России и странах СНГ много новых возможностей, но все они являются непростыми с точки зрения их реализации. Во-первых, большой потенциал в области широкополосного доступа. В этом вопросе у нас самые выгодные позиции и хорошие перспективы. У нас есть качественная объединенная сеть широкополосного доступа на базе «Голден Телеком» и одновременно мобильная составляющая в виде 3G; мощная абонентская база и сильная дилерская сеть. Объединив все наши усилия, мы точно можем завоевать большую долю на этом быстрорастущем рынке, - полагает Николай Прянишников. Во-вторых, увеличение доли рынка в бизнес-сегменте и среди корпоративных клиентов. «Голден Телеком» как раз имеет уверенные позиции именно на корпоративном рынке. Это направление бизнеса для них было основным долгое время и фактически «Голден» является признанным лидером именно этого сегмента.
По словам представителя «Вымпелкома», объединенная компания сможет предоставлять бизнес-клиентам уникальные услуги и сервисы: фиксированная связь, мобильная связи и Интернет в едином пакете, с едиными ценами. Особый акцент делается на то, что в настоящее время ни один оператор не может предложить альтернатив. Таким образом, у интегрированной компании появляется уникальные возможности роста.
В «Голден Телекоме» также с оптимизмом расценивают перспективы объединенной компании.
- Минувший год стал успешным не только для «Вымпелкома», но и для нашей компании. «Голден Телеком» достиг рекордной выручки в 2007 году. От квартала к кварталу мы только увеличивали ее прирост, и к четвертому кварталу он достиг 70%, - приводит данные Андрей Патока, старший вице-президент «Голден Телеком».
Что касается направлений деятельности компании, то по-прежнему основной упор делается на корпоративные продажи и услуги. Связано это, в первую очередь, с большой долей бизнес-клиентов, которые и формируют львиную долю выручки, а значит и прибыли оператора. Бурное развитие в корпоративном сегменте «Голден Телеком» связывает с региональной экспансией.
Большие надежды компания связывает с развитием массового сегмента. При этом основной услугой для этой области рынка становится не фиксированная связь, а Интернет-доступ. По информации представителей «Голден Телеком», в настоящее время уровень проникновения компьютеров в регионах России в среднем составляет 25%, а в таких городах как Екатеринбург - 35%. А вот уровень проникновения услуг Интернет-доступа в регионах России, по информации министерства информационных технологий и связи, составляет 6%-7%.
- Со своей стороны мы можем предложить доступные, качественные услуги массовому клиенту. Это, например, означает безлимитный Интернет по доступным ценам, то есть стоимости, которая для человека будет приемлемой. Для решения подобных задач в прошлом году мы запустили специальный проект под названием «Triple 65». «Triple 65» - это проект по строительству сетей FTTB [Fiber-to-the-Building, или «Оптика в каждый дом»] в 65 городах России с общим населением порядка 65 млн. человек на базе услуг широкополосного доступа и услуг Triple-play: Интернет-доступ, телефония, интерактивное телевидение, - говорит г-н Патока. – В связи с объединением с «Вымпелкомом» число городов, несомненно, увеличится. Екатеринбург на Урале станет базовой площадкой для реализации этого проекта. В течение двух лет в уральском регионе мы планируем подключить к своей сети порядка 1 млн. квартир, причем 250 – 260 тыс. из них будут приходиться на Екатеринбург. И я с большим удовольствием сообщаю, что мы реализовали первый этап проекта, и уже сегодня 135 тыс. квартир в Екатеринбурге имеют возможность подключения к сетям широкополосного доступа «Голден Телеком».
В заключение своей презентации Андрей Патока акцентирует внимание журналистов на получении компанией «Голден Телеком» лицензии на дальнюю связь. Этот факт также прибавляет авторитета объединенной компании.
Об итогах работы и планах на ближайшее время рассказывает региональный директор уральского региона ОАО «Вымпелком» Дмитрий Бакланов.
- Прошедший год мы закончили на достаточно высоком уровне. Доля рынка Билайн в уральском регионе составила 15,5% по данным J’Son&Pertners, рост выручки - 54%, рост по EIBDA - 63%, - приводит данные он. – Конечно, что-то мы не успели сделать в 2007 году, но мы обязательно сделаем это в нынешнем. Сейчас полным ходом идет подготовка к развертыванию тестовой сети третьего поколения в нашем регионе: мы смотрим, куда можно поставить новые базовые станции в первую очередь, чтобы обеспечить широкополосный доступ на основе мобильных решений.
По окончанию пресс-мероприятия корреспондент издания «Мобильный Екатеринбург» задает несколько вопросов спикерам.
- Как будут взаимодействовать и работать межу собой компании «Голден Телеком» и «Вымпелком» на Урале?
Николай Прянишников: - Мы проанализировали опыт многих компаний при объединении. И с интересом обнаружили, что многие «мерджеры» оказывались неуспешными. При этом одна из причин этой неуспешности заключается в том, что компании принимают решение о полной интеграции в неправильное время и с неправильной стратегией. В сложившейся ситуации на рынке мы не делаем полной интеграции, мы просто берем наиболее важные направления, которые с двадцатью процентами сложности для организации дают восемьдесят процентов эффекта, и объединяем. Разумеется, это закупка оборудования, системы по расчетам за интерконнект, подразделения по обслуживанию бизнес-клиентов, а также по продажам продуктов для массового рынка. При этом основной персонал не будут объединен. Возможно, мы объединим их лет через пять, если почувствуем в этом необходимость.
Андрей Патока: - У нас нет цели объединения офисов и персонала двух компаний. «Голден Телеком» является оператором дальней связи и предоставляет услуги широкополосного доступа в Интернет, а «Вымпелком» - мобильной связи. Нам важно объединение всех этих возможностей двух компаний.
Дмитрий Бакланов: - Я бы хотел еще отметить, что «Голден Телеком» обладает весьма разветвленной транспортной сетью внутри городов и между ними. Соответственно «Билайн» в свете развития 3G испытывает потребность в этих каналах. Объединение позволяет обмениваться нам конкретными планами и решениями, которые в конечном итоге снижают наши затраты и приносят дополнительную выручку.
- А под каким брендом в объединенной компании будут предоставляться услуги широкополосного доступа?
Николай Прянишников: - Я думаю, что секрета большого не открою. Бренд будет «Билайн», и слава богу. Ведь у нас самый сильный бренд в России, и мы намерены продвигать его дальше.
- Билайн заявляет о планах запуска сети третьего поколения в нескольких городах на Урале уже в четвертом квартале 2008 года, в то время как МТС и Мегафон довольно-таки осторожно говорят о планах развертывания 3G на Урале. Получается, что Билайну удалось расчистить свои частоты раньше конкурентов? Как вы можете прокомментировать эту ситуацию?
Дмитрий Бакланов: - Нам выделены частоты, полученные расчетным путем. И там, где они не пересекаются с военными, могут нами использоваться по предварительному согласию. Да, у нас были определенные проблемы по этому поводу в Екатеринбурге, планировалось, что сеть 3G будет запущена только в 2009 году. Однако расчеты были проведены снова, и они показали возможность переноса сроков на 2008 год.
- В каких регионах можно ожидать коммерческого запуска сетей третьего поколения в ближайшее время?
Николай Прянишников: - В 2009 году по нашему плану 3G должен появиться во всех регионах России, естественно, там, где мы решим проблему с частотами. Наиболее сложная ситуация сейчас складывается в Москве и Комсомольске-на-Амуре. В остальных регионах есть свои сложности, но мы будем работать над их устранением, это вопрос решаемый. Естественно у нас есть приоритеты, и они складываются из потребностей и перспектив рынка, технических вопросов и другого. Например, по Уралу те регионы, которые я назвал, имеют высокий приоритет и возможности. Что касается других субъектов Российской Федерации, то часть из них мы запустим уже в этом году, а часть перенесем на 2009 год. Точные сроки я бы сейчас не называл, потому что существует много нюансов. Для нас важно качество услуг, а не скорость их запуска в каких-то регионах.
- Как компания «Голден Телеком» будет развиваться на Урале, и какие услуги будут доступны клиентам в Челябинске, Перми и Тюмени, например?
Андрей Патока: - В настоящее время мы активно предоставляем свои услуги в Екатеринбурге, Перми. У нас есть планы по развертыванию сетей широкополосного доступа в Тюмени и Челябинске в 2008 году. В этих городах скорость выхода на рынок в большинстве случаев будет зависеть от инфраструктуры, которой обладает «Вымпелком». Основным клиентом нашей компании, как я уже говорил сегодня, является корпоративный сегмент. Этим клиентам мы представляем полный комплекс услуг по строительству корпоративных сетей. Но мы также возлагаем большие надежды и на массовый рынок.
- В апреле 2008 года стало известно, что МТС и МегаФон значительно увеличили ассигнования своим дилерам. А что этому может противопоставить «Вымпелком»? Как Вы можете прокомментировать эту ситуацию?
Николай Прянишников: - Хороший вопрос. Конкуренты, видя, какая мы сильная компания и насколько сильнее становимся вместе с «Голден Телекомом», пустились во все тяжкие. Они начитают платить своим дилерам все больше и больше. Несколько дней назад я разговаривал по этому поводу с Евгением Чичваркиным, и он сказал, что им платят действительно много или даже неразумно много, их это очень устраивает. На самом деле это проблема, потому что часть тех ресурсов, которые заработали мы и наши акционеры, несколько необоснованно передаются нашим дилерам. Я думаю, что это все-таки временная мера. По крайней мере, МегаФон говорит об этой акции как о краткосрочной. Поэтому я надеюсь, что разум у всех игроков на нашем рынке восторжествует, и мы придем к нормальным и сбалансированным отношениям. С нашей стороны мы каналам сбыта и дилерам уделяем много внимания. Так будет и дальше. Компания будет продолжать активную работу, но без каких-то аномальных и необоснованных доплат и бонусов. Нам, прежде всего, нужны качественные и лояльные абоненты.