Банк ВТБ намерен открыть в Москве первый полностью автоматизированный офис, в котором обслуживание клиентов будет происходит без сотрудников. Об заявил глава банка Андрей Костин.
Выступая на на Московском урбанистическом форуме, Андрей Костин также отметил, что будущий офис без людей «честно говоря, не очень практичный». Цель проекта он сформулировал следующим образом: «Просто чтобы показать людям, что такое можно — без людей. Попробовать, посмотреть, что это такое».
Костин полагает, что по мере развития технологий традиционная схема обслуживания человека человеком в банках все же сохранится. Автоматизированное обслуживание и встречу клиентов с сотрудниками-людьми он сравнил с просмотром футбольного матча на смартфоне и походом непосредственно на стадион, «где эмоции, где люди».
Также он высказался на тему прогнозов, что в будущем технологические компании примут на себя в том числе функции банковских учреждений, а как таковых банков больше не будет. По его мнению, такой замены не случится.
Стоит отметить, что похожие прогнозы в отношении автоматизации банковского сектора давали в Сбербанке. Суть пилотного проекта заключалась в том, что при обслуживании физлиц банкомат будет выполнять функции кассы. Реализация этой схемы дала бы банку возможность сэкономить на содержании офисов. Однако при таком подходе требовалось решить проблему сдачи, которую банкомат, в отличие от кассы, выдать не может. Необходимость выдачи сдачи возникает, например, если клиент оплачивает коммунальные услуги. Предполагалось, что сдача будет автоматически поступать на счет клиента. В этом случае для перехода на автономное обслуживание требуется согласие клиента на получение сдачи таким образом.
Кроме того, в России есть банк, который работает без отделений — именно так позиционирует себя Тинькофф банк, основанный в 2006 году предпринимателем Олегом Тиньковым. У банка нет розничных отделений: клиенты обслуживаются дистанционно через онлайн-каналы и контакт-центр. Для доставки продуктов банк построил сеть представителей. Сеть покрывает всю Россию и позволяет осуществлять доставку карт большинству клиентов на следующий день после принятия решения о выдаче.