В настоящее время только беспечный не знает о том, что такое принцип «платит звонящий» и все, что с ним вязано. Удивительно, но даже люди преклонного возраста рассуждают о пользе и вреде CPP как для них, так и для ближайших родственников. Компании-операторы сотовой связи постепенно начинают анализировать первые результаты действия новых правил.
17 октября в пресс-центре газеты «Комсомольская правда» челябинский «Вымпелком» [торговая марка Билайн] провел пресс-конференцию «Рынок – лучший регулятор». Здесь директор челябинского филиала «Вымпелком» Светлана Галилеева и коммерческий директор Сергей Урманчеев рассказали о сложившейся тенденции рынка и влиянии на него принципа CPP. Кроме того, представители Билайн обозначили направления взаимодействия операторов и государства по вопросам взаимоотношений на рынке подвижной и фиксированной связи.
Так, г-жа Галилеева заметила, что за последние 10 лет сотовые операторы вложили в отрасль примерно $17 млрд. и подключили более 100 млн. абонентов, в то время как операторы фиксированной связи за весь период с 1917 года смогли подключить порядка 40 млн. абонентов. «Вымпелком» инвестировал в развитие сети $ 2,877 млрд. в 2004-2005 году, а «Ростелеком» - $426 млн. за тот же период времени. За последние два года стоимость внутрисетевой минуты снизилась до 1,3 рублей [2 года назад минута разговора внутри сети стоила 2,43 рубля].
В последнее время менеджмент крупных компаний сотовой связи все чаще и чаще говорит о том, что «ожидать дальнейшего снижения стоимости услуг не стоит».
- Россия итак занимает третье место в мире по дешевизне связи, – заявила директор челябинского филиала ОАО «Вымпелком». В подтверждение своих слов Светлана Галилеева продемонстрировала цифры средних счетов на одного абонента по разным странам [исследование Merrill Lynch, июнь 2006 года]. В итоге доходность с одного абонента [ARPU] в России составляет в среднем $7. По этому показателю наша страна занимает 46-48 место из 50. Лидерами же по доходности являются Ирландия - $57, Япония - $55 и США - $53.
Если же обратиться к другому вопросу этого исследования, получим весьма интересные данные. Доход оператора с каждой минуты разговора в России составляет в среднем $0,05, это столько же, сколько и на Украине. Дешевле, чем у нас, минута стоит только в Гонконге, Пакистане, Таиланде и Китае. По данному показателю лидируют Швейцария - $0,30, Япония - $0,27 и Чехия - $0,23. Да, после таких цифр становиться понятно, что российский абонент тратит меньше, хотя и доходы у него несколько меньше. В общем, все закономерно.
Несмотря на развитую инфраструктуру и стабильную прибыль совокупные долговые обязательства «Вымпелкома» составляют $2,3 млрд., но стоит заметить, что компания строила свою сеть с нуля.
- Сейчас в Европе, в отличие от России, практически все операторы окупили развертывание сотовых сетей. У них нет никаких долговых обязательств. В дальнейшем эти компании могут предоставлять своим клиентам бесплатные голосовые услуги. Я думаю, что Европа станет первой, где появятся бесплатные голосовые услуги. А основные доходы операторов будут складываться за счет дополнительных услуг, таких как передача данных, Интернет и другие, - считает Светлана Галилеева.
По мнению руководителей челябинского Билайна, самым лучшим регулятором является сам рынок. А вот государственное регулирование может сказаться на сотовом бизнесе весьма и весьма негативно:
-
-
- государственное регулирование приводит к перераспределению доходов в пользу неэффективных компаний;
- такое регулирование может снизить инвестиционную привлекательность отрасли и ее доход;
- действия регулятора должны повышать, а не снижать эффективность отрасли.
-
До 1 июля 2006 года рынок сотовой связи представлял собой сложившуюся, стабильную, а главное эффективно работающую структуру. Но с введением новых норм и правил, этому сегменту телеком рынка был нанесен серьезный удар. Именно поэтому возросли цены на интерконнект, именно поэтому появился дисбаланс между региональными и федеральными операторами. И даже рост цен, по словам менеджмента челябинского Билайна, обусловлен именно государственным вмешательством. Компании должны были снова начинать взаимодействовать практически с нуля. В связи с этим «Вымпелком» призывает всех партнеров и конкурентов «к открытому обсуждению спорных моментов без вовлечения регулирующих органов в соответствии с нормальной бизнес практикой». Это особо актуально в переговорах межу Билайном и Utel по вопросам льготных звонков с городских на сотовые телефоны.
С момента отмены платы за входящие прошло 3 месяца. Но это еще не срок, для того чтобы ответить на главный вопрос, стоила ли игра свеч.