В число самых популярных онлайн-сервисов у российских пользователей по итогам 2020 года вошли YouTube, Яндекс и ВКонтакте. Ими на постоянной основе пользуется половина населения страны. Такие данные содержатся в исследовании Научно-технического центра ФГУП «Главный радиочастотный центр» (ГРЧЦ), который входит в Роскомнадзора. При этом Россия оказалась ТОП-5 стран мира с наименьшим уровнем зависимости от иностранных веб-ресурсов наряду с США, Китаем и Сирией.
В исследовании ГРЧЦ отмечается, что просмотром видеороликов в YouTube занимается 57% населения России. При этом поисковиком «Яндекса» пользуется 56% населения страны, а социальной сетью «ВКонтакте» - 49%. В десятку востребованности у россиян также входит почтовый сервис Mail.Ru (43% от населения), продукты Google (38%), сервис Instagram (36%), соцсеть «Одноклассники» (35%), сервис коротких видео TikTok (23%), а также Facebook и Twitter (по 8%).
Эксперты говорят, что в отличие от многих стран мира в России наблюдается невысокая зависимость от иностранных соцсетей и других онлайн-сервисов. Аналитики объяснили этот факт наличием отечественных сервисов и их популярностью среди российских пользователей.
Единственным иностранным сервисом, которому нет отечественного аналога, пока является YouTube, отмечают эксперты.
«В государствах с высокой долей пользователей интернета, более 75% численности населения, Россия занимает второе место среди наименее зависящих от глобальных платформ. Это объясняется наличием качественных собственных сервисов: большой популярностью пользуются отечественный поисковик и социальные сети. YouTube из-за отсутствия прямого конкурента в России пока незаменим. Им пользуются 70% российских интернет-пользователей или 57% от всего населения», - отметили в Роскомнадзоре.
В пресс-службе ведомства отмечают, что с появлением востребованного аналога зависимость россиян от зарубежных интернет-платформ снизится.
Цель исследования ГРЧЦ – выяснить, насколько иностранные интернет-платформы, в основном американские, проникли в информационные пространства других государств, какой процент населения ими пользуется и насколько зависят от них россияне. В дополнение к этому исследователи ставили перед собой цель провести анализ рисков манипулирования общественным мнением и информационных диверсий. Кроме того, в рамках работы получилось выявить угрозы наднационального регулирования СМИ со стороны онлайн-платформ.
«Риски манипулирования общественным мнением и информационных диверсий, а также угроза наднационального регулирования СМИ со стороны онлайн-платформ существуют во всех исследуемых государствах, кроме США (в части онлайн-платформ юрисдикции США) и Китая. Риски манипулирования общественным мнением и риски информационных диверсий, а также угроза наднационального регулирования СМИ со стороны онлайн-платформ зависят, в том числе, от количества интернет-пользователей в государстве», – отмечают авторы исследования.
В материалах анализировалось, в частности использование Facebook, поисковика Google, Instagram, TikTok, YouTube и Twitter в 24 странах по численности населения, географическому положению, уровню проникновения интернета. В рейтинге перечислены страны с различными географическим положением, уровнем распространения интернета и численностью населения.
Для онлайн-платформ Facebook, Instagram и Twitter за основу были взяты статистические данные зарубежного сервиса DataReportal. Статистику по Google, TikTok и YouTube исследователи взяли с иностранных порталов StatCounter и Statista. Все данные, использованные в исследовании, актуальны на 2019 год.