Яндекс представил финансовые результаты за четвёртый квартал 2022 года. Этот период оказался самым сильным за весь минувший год для целого ряда направлений бизнеса, включая поиск, объявления, медиа, онлайн-торговлю и сервисы городской мобильности.

Яндекс отчитался о работе в 4 квартале 2022 года.

Выручка холдинга по итогам октября-декабря 2022 года увеличилась почти на 50% год к году, что стало лучшим показателем за весь год. Так, выручка сегмента «Поиск и портал» увеличилась на 47% благодаря перераспределению долей на рынке после ухода зарубежных конкурентов. В компании отмечают, что конкуренция с внутренними игроками стала более интенсивной. Конкурентная борьба усилилась в сегменте маркетплейсов и сервисов объявлений.

Основой роста для сегмента, как и в предыдущие периоды, остается малый и средний бизнес. Темпы роста выручки поиска, согласно заявлению холдинга, остались сильными и в январе текущего года, но при этом ожидается их нормализация начиная с марта на фоне более высокой базы сравнения. Рентабельность EBITDA подразделения немного снизилась относительно третьего квартала в соответствии с прогнозами аналитиков и составила почти 52%. Негативный эффект на маржу оказали выплаты персоналу вместо программы SBC и возвращение ряда ранее сокращенных затрат, но показатель всё равно остался выше среднего уровня 2021 года.

В сегменте онлайн-торговли и городской мобильности рост выручки в четвёртом квартале составил почти 63% год к году, что также стало лучшим результатом подразделения за прошлый год. Основной вклад внесли онлайн-торговля и прочие O2O.

В сегменте городской мобильности количество поездок увеличилось на 17% за год, что отражает дальнейшее замедление темпов роста. В России темпы роста числа поездок упали сразу в 2 раза по сравнению с третьим кварталом и составили всего 8% за год. Руководство компании объясняет это массовой нехваткой новых автомобилей и сложной макроэкономической обстановкой в стране.

Основной рост бизнесу обеспечили зарубежные рынки, доля которых в поездках уже превысила 30%. В каршеринге оборот упал на 16% за год в силу дальнейшего сокращения парка до 13 тыс. автомобилей. В городской мобильности темпы роста выручки по итогам квартала опустились ниже 30% год к году, до самой низкой цифры за 12 месяцев.

Оборот онлайн-торговли, напротив, рос существенно быстрее, чем ранее, и увеличился на 90% за год. Компания отмечает, что темпы роста GMV были ещё быстрее в январе по сравнению с четвёртым кварталом, но уже в марте ожидается нормализация. Оборот Яндекс Маркета увеличился на 86% год к году год, а доля продаж 3P осталась стабильна, что позволило в этот раз перенести весь рост оборота на выручку. Сервисы онлайн-торговли холдинга продолжают демонстрировать почти двукратный рост основных операционных метрик, вроде ассортимента, а также числа активных продавцов и покупателей.

Компания открыла 14 новых дарксторов Лавки, а основной рост сервису обеспечили увеличение плотности заказов и рост среднего чека. Сервисы доставки готовой еды и продуктов демонстрировали более чем двукратный рост в силу консолидации Delivery Club на протяжении полного квартала и положительной динамики операционных показателей. Убыток на уровне скор. EBITDA сегмента онлайн-торговли и городской мобильности составил более 10 млрд рублей, что существенно больше, чем в предыдущиедва квартала.

Подписка «Плюс» и развлекательные сервисы продемонстрировали рост выручки на 84% за год. Основой роста в сегменте остается увеличение доходов от подписочных сервисов. Аудитория Яндекс Плюс в октябре-декабре выросла на 3,5 млн человек по сравнению с третьим кварталом и превысила 19 млн пользователей. Одновременно с этим положительный эффект оказывает увеличение стоимости базовой подписки до 299 рублей, средняя выручка с платящего пользователя выросла на 34% за год. EBITDA сегмента вплотную приблизилась к положительной отметке, и убыток составил 585 млн рублей. Значительное улучшение рентабельности подразделения в последние кварталы связано с эффектом операционного рычага, а также существенным снижением доступного для покупки контента.

В сегменте объявлений выручка увеличилась на 54% за год, чему в основном поспособствовали сильные результаты новых направлений, недвижимости и туризма. В силу активных инвестиций в молодые проекты рентабельность сегмента на уровне EBITDA составила всего 5%.

Выручка прочих направлений бизнеса «Яндекса» увеличилась более чем в 2 раза за год, даже несмотря на деконсолидацию Дзена. Во многом это стало возможным благодаря почти трехкратному увеличению продаж в сегменте «Девайсы» по сравнению с сопоставимым периодом прошлого года. Убыток EBITDA прочих инициатив остался значительным и составил 7,6 млрд рублей, но рентабельность сильно улучшилась по сравнению с третьим кварталом благодаря высоким продажам устройств.

В течение 2023 года в Яндексе планируют сохранить фокус на операционной эффективности, но также намерены сделать акцент на росте некоторых ключевых направлений бизнеса, например, онлайн-торговли. Относительно реорганизации холдинг пока не предоставил никаких дополнительных подробностей, лишь указав в сообщении, что продолжает работать над этим вопросом.