Мобильная связь и Интернет в России, несмотря на рекордную за последние 16 лет инфляцию, не подорожают. Об этом интернет-проекту Yamobi.Ru заявили представители сотовых компаний и крупнейших интернет-провайдеров. А вот кабельное цифровое телевидение продолжит расти в цене.

Инфляция.

Годовая инфляция в нашей стране, по данным Росстата, по итогам января достигла уровня 15%. Так быстро цены в России не росли с 1999 года. Впрочем, область телекоммуникаций и связи эйфория с переписыванием ценников пока не коснулась. За год тарифы на голосовую мобильную связь и фиксированный Интернет остались практически на том же уровне, что в 2013 году. Мобильный Интернет подешевел на 5%, платное телевидение – минус 3%, фиксированная голосовая связь подорожала на 3,5%.

Что же будет с ценами в 2015 году? Этот вопрос мы задали крупнейшим игрокам отрасли.

 

Мобильная связь

Опрошенные нами компании исключили возможность какого-либо повышения цен на услуги связи по России и мобильный Интернет в текущей ситуации. Исключение – международный роуминг. Он уже подорожал и будет дорожать дальше. Во многом это связано со взаимными расчётами в валюте с иностранными операторами. Несмотря на это, российские компании не оставляют надежд получить дополнительные скидки к платежам. Особенно это касается мобильного Интернета в роуминге. Подорожает междугородняя связь, особенно это касается направлений СНГ, где все взаиморасчёты за приземление трафика ведутся исключительно в валюте.

Вопрос себестоимости услуг вообще стоит во главе угла. Конечная цена складывается из затрат на содержание и обслуживание сетей, аренды помещений, заработной платы сотрудников, межоператорских тарифов и расчётов за приземление трафика. Все они по России остались на прежнем уровне.

- Как для авиакомпаний безопасность полетов является главным приоритетом, так для нашей компании стабильная связь и стабильные цены превыше всего. Поэтому цены на услуги связи повышать мы не планируем. По идее, не должны повыситься цены и на услуги национального роуминга, так как в основном все межоператорские расчеты осуществляются в рублях, - рассказывает Алёна Ярушина, пресс-секретарь телекоммуникационной группы МОТИВ.

Оператор МОТИВ, офис в Екатеринбурге.

Вместе с этим, оборудование, которое используют сотовые компании, а также программное обеспечение, подорожало на 45%. Его все игроки покупают за рубежом в валюте, либо в рублях, но с привязкой к валютному курсу. Тем не менее, рост спроса на мобильную связь и Интернет позволяет операторам компенсировать потери от падения рубля.

Растет продолжительность вызовов, не рекордными темпами, как это было ещё 3-4 года назад, но наблюдается стабильная положительная динамика. В отличии от голосовой связи стремительный рост показывает передача данных. Причем это происходит как за счет увеличения числа пользователей, так и за счёт объёма потребляемого трафика. На данный момент каждый второй абонент на Урале пользуется мобильным Интернетом. Растёт потребление Интернета со смарфтонов и планшетов. За 2014 год количество абонентов, которые предпочитают выходить в глобальную сеть со своих умных гаджетов, увеличилось более чем на 40%. В итоге, сотовые компании получили больше рублёвой выручки от клиентов за мобильный Интернет и дополнительные сервисы.

- Мы не фиксируем снижение спроса на мобильные сервисы. Их популярность среди наших абонентов продолжает расти, - отмечает Елена Колычева, пресс-секретарь МТС на Урале. - Основным драйвером развития телеком-рынка на текущий момент является мобильный интернет, востребованность которого растет настолько стремительно, что уже в перспективе трех-четырех лет передача данных может стать основной услугой сотовой связи в России.

Сеть 4G от МТС.

Аналогичное мнение высказывают и в МегаФоне.

- На данный момент мы не прогнозируем снижения объема потребляемых услуг, - подчёркивает Светлана Емельянова, пресс-секретарь МегаФона на Урале. - Во-первых, сотовая связь и Интернет меньше всего подвержены влиянию экономической ситуации в стране среди всех категорий товаров и услуг. На связи экономят в разы меньше людей, чем на кафе, ресторанах и других видах услуг. Во-вторых, услуги связи сегодня невероятно доступны. Из-за незначительных расходов на мобильную связь и Интернет – средний мобильный счет чуть больше 300 рублей, это меньше, чем расходы на транспорт – клиенты не видят экономии в сокращении расходов на них.

Тем не менее, коррекции подвергнутся инвестиционные программы всех операторов. Из-за сокращения бюджетов они будут вынуждены строить сети совместно. Первый в России проект такого партнерства в конце 2014 года запустили МТС и «Билайн». Компании будут вскладчину строить сети 4G.

- Это нормальная прогрессивная практика во многих странах мира. Мы видим, что бизнес-модель мобильных операторов во всем мире поменялась. В таких условиях издержки - важная тема, и соглашение - отличный способ их сокращать. Это способ сократить затраты на 25% минимум, если мы говорим о развёртывании сетей. Соответственно, наши клиенты от этого только выиграют. Работа будет происходить быстрее и дешевле, - считает Александр Поповский, вице-президент по стратегии и развитию бизнеса ОАО «Вымпелком» (бренд «Билайн»).

Фирменный альбом оператора Билайн.

Параллельно с этим сотовые компании будут экономить на административных расходах. Хороший опыт в этом направлении есть у Tele2.

- Сейчас все компании стали уделять больше внимания экономии ресурсов, разумного подхода к затратам. Однако, наша компания и раньше применяла smart-подход к расходам. В любом случае, Tele2 будет действовать в соответствие со стратегией дискаунтера и предлагать самые низкие на рынке цены также, как мы это делаем всегда, - говорит Андрей Курданов, генеральный директор макрорегиона Урал оператора Tele2. - К слову, сети второго и третьего поколения на Урале, в основном, построены в предыдущие годы, а оборудование для строительства и модернизации мы законтрактовали ещё в прошлом году. В течение 2015 года мы будем переводить абонентов «Ростелеком» под бренд Tele2, а в ряде регионов появится LTE. Это также предусмотрено нашей инвестиционной программой. Мы разрабатываем несколько сценариев развития ситуации на рынке и по каждому из них у нас есть эффективные решения.

Логотип Tele2.

Фиксированный Интернет

Крупнейшие игроки на рынке фиксированного ШПД не исключают незначительного роста тарифов на Интернет. Однако, большая часть игроков на рынке не намерена переписывать ценники. Во многом это связано с ситуацией на нашем региональном рынке. На Урале работает много магистральных операторов. Если цены будут поднимать отдельные провайдеры, абоненты переключатся к другим.

- Мы не планируем повышать тарифы, - заявляет Эдуард Калинин, генеральный директор компании «Интерсвязь». - В течение многих лет мы держим цены на одном уровне. Кроме того, в рамках существующих предложений мы постоянно увеличиваем скорости и поднимаем качество обслуживания. Что касается наших коллег по рынку, то у них наблюдалась скачкообразная динамика. Цены то падали, то росли, то вновь опускались. Я в таких вопросах всегда выступаю за стабильность и предсказуемость. Это стимулирует спрос.

Прежними остаются тарифы на фиксированный Интернет для абонентов «Ростелекома», ТТК, МТС, «Билайна».

Интернет-провайдер Интерсвязь.

Однако некоторые операторы уже прощупывают почву для повышения. Как и в случае с мобильной связью, большая часть оборудования, в том числе и узлового, производится за пределами России, а то, что производится в России – состоит из импортных комплектующих. Вот и выходит, что оборудование год к году подорожало на 30-60%. Даже российские производители оптического кабеля стали выставлять счета в долларах с конвертацией в рубли.

Тем не менее, есть телеком компании, которые активно работают над импортозамещением уже не первый год. В их числе «Ростелеком». Более 70% оборудования, которое оператор применял при реализации инвестиционных проектов в Уральском федеральном округе и Пермском крае в 2014 году, произведено в России.

- Эта работа – часть реализации стратегии компании, направленной на ускоренное строительство «оптики» по всей стране. Нам удалось выполнить инвестиционную программу по строительству сети в полном объеме. Более 50 процентов используемого нами активного оборудования узлов агрегации и свыше 90 процентов пассивного оборудования в домах произведены в России. Более 70 процентов кабельно-проводниковой продукции, применяемой на сетях связи, также отечественного производства, - приводит цифры Антон Колпаков, вице-президент – директор макрорегионального филиала «Урал» ОАО «Ростелеком».

Оператор Ростелеком.

Что касается роста затрат на оборудование, то его операторы собираются решать за счёт планового роста абонентской базы.

Платное телевидение

А вот платное телевидение оказалось самым чувствительным к экономическим изменениям среди всех телекоммуникационных услуг. По неофициальным данным, вопрос повышения тарифов в той ли иной форме рассматривают все операторы платного телевидения.

Во второй половине 2014 года в результате резкого изменения финансово-экономической ситуации существенно выросла себестоимость услуг платного цифрового телевидения. Динамика валютных курсов привела к увеличению рублевых платежей в адрес зарубежных производителей контента и вещателей. Кроме того, на рынке негативно сказался запрет с 1 января 2015 года рекламы на кабельных каналах.

В связи с изменением экономической ситуации, операторы платного телевидения вынуждены либо повышать абонентскую плату и стоимость дополнительных опций, либо отказываться от «дорогих» телеканалов и переформатировать состав ТВ-пакетов, что сокращает привычный выбор для телезрителя.

Приставка Дом.Ru ТВ.

«Ростелеком» принял решение сохранить весь ранее доступный набор телеканалов и пакетов, привычный для наших абонентов. Но вынужден проиндексировать абонентскую плату за основные пакеты ТВ-каналов на сумму не более 30 рублей в месяц.

- «Ростелеком» последние месяцы 2014 года вел активные переговоры с зарубежными правообладателями, чтобы избежать существенного роста тарифов. Операторам надо было защитить интересы абонентов, поставщикам контента – сохранить российскую аудиторию, одну из крупнейших в мире, - приводят детали переговорного процесса в «Ростелекоме». - Поэтому причина искать компромисс была. С большинством правообладателей удалось договориться о фиксации валютных курсов в рублях на уровне ниже текущих, но этот курс всё равно выше, чем был год назад.

Между тем, в Ростелекоме» подчёркивают, что даже после индексации тарифы на услугу «Интерактивное ТВ» остаются на уровне или ниже среднерыночных тарифов на цифровое и IPTV: «как минимум, наша компания предлагает больше каналов за те же деньги».

Не изменятся тарифы на промо-периоды для абонентов, подключивших «Домашний интернет» и «Интерактивное ТВ» по условиям акций «Верная цена» (в течение года с даты подключения) и «Комплект 3 в 1» (до четырех месяцев с даты подключения).

В «Интерсвязи» повышать стоимость кабельного телевидения не собираются. Однако, отмечают рост цен на телевизионные приставки, позволяющие смотреть цифровое телевидение на любом телевизоре.

- Небольшой рост уже произошёл по ТВ-приставкам. Несмотря на то, что это российский производитель, внутри используются зарубежные комплектующие. В остальном мы стремимся смягчить то входное подорожание, которое идёт со стороны поставщиков оборудования. Хочу обратить внимание на то, что приставки мы ставим только обладателям старых телевизоров, а таких абонентов у нас очень мало. Современные телевизоры показывают «цифру» без дополнительного оборудования поддержки стандарта, DVB-C там уже есть. Такими телевизорами пользуется подавляющее большинство наших абонентов, - говорит Эдуард Калинин.

Резюме

Обобщая все озвученные мнения и прогнозы, можно констатировать, что цены на мобильную связь и Интернет изменятся в наименьшей степени. Этому будут препятствовать высокая конкуренция между операторами, а также «боязнь потери спроса» из-за повышения тарифов. Игроки не хотят ломать структуру существующего денежного потока. К тому же, согласно исследованиям Synovate Comcon, мобильная связь и Интернет – последнее, от чего откажутся граждане России. Но всё это при стабильных ценах на эти услуги.

А вот тарифы на услуги международного роуминга вернутся к уровню 2011 года. Рост цен, в среднем, составит 120%. Снижение количества россиян, выезжающих заграницу, и падение курса рубля по факту ставят крест на этом сегменте рынка.

Основную ставку сотовые компании будут делать на развитие мобильного Интернета, рост скоростей и увеличения ассортимента доступных сервисов. Именно они и должны покрыть рост издержек на оборудование и строительство новых сетей. Помимо этого, сотовики будут оптимизировать свои расходы. В основном это будет касаться административных трат. В исключительных случаях «под нож» попадут бюджеты на капительное строительство и модернизацию.

А вот на рынке ШПД ситуация видится куда сложнее. В выигрыше останутся те игроки, которые не будут повышать тарифы, а компенсируют падение доходов за счёт роста абонентской базы. При этом, будут и те компании, которые увеличат стоимость своих услуг и сервисов для конечных абонентов. Однако, такие провайдеры рискуют потерять абонентов. В итоге с ростом выручки, связанной с повышением цен, они будут наблюдать существенное снижение рентабельности и прибыли.

Поддержать интернет-компании в этой ситуации могли бы российские поставщики оборудования и оптики, но, как известно, в нашей стране отечественных производителей не существует как класса. Все они работают с импортными материалами и комплектующими.

В более сложной ситуации находится рынок платного цифрового телевидения. Для российских компаний весь контент зарубежных вещателей подорожал на 50% и возможностей минимизировать эту коррекцию стоимости нельзя. Отсюда неминуем рост цен для конечных абонентов. По прогнозам нашего издания, для потребителей моноуслуг удорожание составит 25-30%. Пользователи пакетных предложений (Интернет и ТВ, Интернет, ТВ, телефон) станут платить на 10% больше.