Доходы операторов мобильной связи падают, с такой проблемой столкнулись не только российские сотовые компании – это общемировая тенденция. Чтобы и дальше обеспечивать  рост прибыли, операторы придумывают иные способы заставить абонентов тратить больше.

В то же время, в борьбе за клиента приходится отказываться от своего еще недавно главного козыря – низкой цены.

«Думаем, что мы уже подошли к той черте, когда ценовые войны должны прекратиться, - считает пресс-секретарь ВымпелКома Юлия Остроухова. - Вызвано это чисто экономическими причинами. Рынок сегодня готов расти при нынешнем уровне цен».

Но чтобы привлечь клиента и не потерять при этом в прибыли, операторы должны предложить им что-то более привлекательное, чем низкая абонентская плата и стоимость минуты разговора.

«Базовые потребности в голосовом общении у абонентов уже удовлетворены», - говорит пресс-секретарь МТС Павел Нефедов. Его коллега из «БиЛайна» с ним согласна.

«Сегодня самым важным параметром становится набор предоставляемых услуг, - поясняет Юлия Остроухова. - Сейчас важнее сервис и бренд, а также новые предложения для абонентов, широкий спектр услуг»*

Можно сказать, что в скором времени диктовать правила рыночной игры будет тот, кто сможет быстрее и правильнее других отследить и предложить прогрессивные, инновационные услуги, а также грамотно преподнести их аудитории.

Мы решили выяснить, кто же из сотовых операторов Челябинска самый перспективный, и как сегодня воспринимают жители города будущего лидера рынка. Для этой цели мы провели сравнительный анализ крупнейших мобильных операторов Челябинска — МТС, Beeline, U-tel, МегаФон и выяснили, кто из них является самым «продвинутым», а кто наиболее популярным. Были проанализированы сайты и wap-порталы, как наиболее передовые, на сегодняшний день, услуги.

Для начала мы  решили узнать, кого из сотовых операторов жители нашего города считают самым популярным. Опрос студентов показал, что фаворитом в этой среде является Beeline (36,8%), второе и третье места заняли соответственно — МТС (30, 4%) и U-tel (18%), аутсайдером был признан МегаФон (14,8%).

Однако известно, что большая часть представителей VIP сегмента является пользователями ус-луг операторов МТС и U-tel, БиЛайн же несколько уступает свои позиции, а МегаФон вновь отстает.

Анализируя сайты, мы установили, что все они соответствуют целям и задачам компаний:

  • распространение информации об операторе и его услугах;
  • формирование благоприятного имиджа и продвижение брэнда;
  • дистанцированная работа с клиентами и партнерами;
  • продажа услуг через Интернет;
  • поддержка традиционной рекламы в традиционных СМИ.

Однако оставались и другие, не менее важные, параметры: доступность, информационное наполнение, структура информации и навигация, оформление… Для анализа сайтов был также введен дополнительный критерий — интерактивность (см. таблицы 1, 2).

Результат работы несколько удивил и даже обескуражил. Самым инновационным оператором стал… самый непопулярный — МегаФон. Видимо, компания совсем не заботиться о «прокачке» своих ресурсов (которые у нее, кстати, наиболее соответствуют всем критериям качественных), сосредоточившись на поддержании доверительного и дружественного имиджа. А вот приветливости и умения слушать, им точно не занимать: на сайте можно найти все возможные способы обратной связи. А главное, и искать их особо не нужно, сами обнаружатся во всех поисковых системах. Чего не скажешь про «земляка» U-tel, который трудно назвать находкой для шпиона: найти его можно только с помощью хорошо обученных сыщиков-сисадминов по оставленным в сети (кстати, немногочисленным) уликам.

Из оставшихся операторов нет явных лидеров или аутсайдеров. Сайты МТС и Beeline, стильные и яркие на первый взгляд, при более детальном изучении грешат нелогичностью. Да, все выдержано в фирменном стиле и нет ничего лишнего (кроме летающих, ездящих во всех направлениях и разве что не плавающих надписей у БиЛайна, которые сильно затрудняют восприятие информации), но понять, что было в головах их создателей, когда они придумывали названия разделов, просто невозможно, как невозможно и предугадать, что за этими названиями стоит.

На данном этапе развития WAP не приходится много говорить о контенте,  дела с пополнением и обновление информации обстоят не очень. Подобную ситуацию можно наблюдать у всех представленных операторов: заходим на портал, загружаем раздел новости и…   попадаем вновь на главную страничку. Этот «порочный круг» пока остается главной проблемой всех порталов, надеемся, в скором времени ее удастся решить.

Дизайн же и оформление значительно разнятся. Очень порадовал U-tel. Скромный в оформлении WAP совершенно не напрягает, легко прочитать текст даже на самом незначительном экранчике (проверено опытным путем!), но вот попасть к ним не просто — доступен только для абонентов оператора. Хорошее впечатление складывается и от портала МегаФон, который является самым удобным в использо-вании (короткие и однозначные названия легко помещаются на любом экране). А вот МТС захотели всех удивить и перестарались: фотогра-фии с обложки фильма «Жара» уменьшенные в десятки раз совершенно не различаются, подробные комментарии к разделам сливаются в один сплошной текст. Нужно быть настоящим фанатом той же «Жары», чтобы разбирать эту стенографию. Про БиЛайн можно сказать только одно — за льва сойдет и кошка, если есть хорошая коммуникационная программа!

Углубляться, таким образом в детали можно бесконечно, поэтому для экономии энергии и времени предлагаем изучить таблицы 1 и 2, в ко-торых представлены факты по всем критериям анализа.

Таблица 1.

 

  МТС
www.mts.ru
Beeline
www.beeline.ru
МегаФон
www.megafon.ru
U-tel
www.u-tel.ru
Доступность сайта Имя сайта соответствует названию бренда, сайт легко най-ти с помощью основных поисковых систем (Yandex, Ram-bler, Google, Yahoo!)
Присутствует логотип компании, указывающий на статус источника; есть подписка на новости компании.
Имя сайта соответствует названию бренда, сайт легко найти с помощью основных по-исковых систем (Yandex, Rambler, Google, Yahoo!)
Присутствует логотип компании, четко ви-зуализирующий источник.
Есть указание на статус («Официальный сайт»); есть подписка на новости компании.
Имя сайта соответствует названию бренда, сайт можно найти не на всех основных поисковых системах (не присутствует в системе Rambler)
Скорость загрузки сайта – низкая.
Информационное наполнение сайта Отсутствует раздел «Ссылки» Отсутствует раздел «Ссылки»;
Погрешности стиля (слишком длинные фразы);
Точки в коротких заголовках.
Есть ссылки на аналогичную (или сходной тематики) информацию в сети Internet, однако раздел «Ссылки» не представлен. Отсутствует раздел «Ссылки»;
Погрешности стиля (слишком длинные фразы).
Структура информации и навигация на сайте Неудачная структура сайта: на один и тот же материал указывают разные ссылки;
Неоднозначное восприятие названий разделов («Я и МТС»); не продумана навигация сайта.
В структуре сайта присутствуют недочеты: название разделов воспринимается неоднозначно.
Не продумана навигация сайта.
Продуманная навигация, заголовки разделов воспринимаются однозначно. Структура сайта неудачна: наименования разделов сайта не всегда соответствует их содержимому, название разделов воспринимается неоднозначно, на один и тот же материал указывают разные ссылки, разделы дублируют друг друга.
Не продумана навигация сайта. Присутствуют пустые ссылки.
Оформление сайта
Интерактивность сайта
Оформление сайта выдержано в фирменном стиле компании, дизайн подчеркивает индивидуальность бренда, все страницы выполнены в едином стиле. Сайт легок для восприятия. Сайт оформлен в фирменном стиле компании, наблюдается некоторая избыточность анимации. Общее художественное впечатление положительное. Оформление сайта выдержано в фирменном стиле компании, дизайн подчеркивает индивидуальность бренда, все страницы выполнены в едином стиле. Сайт легок для восприятия. Сайт эмоционально заряжен. Сайт оформлен в фирменном стиле компании. Использовано более двух различных гарнитур.
Интерактивность сайта Обратная связь может быть осуществима только по средствам электронной почты, нет возможности взаимодействия с другими пользователями сети. Обратная связь:

• Контакты
• Свяжитесь с командой сайта
• Задайте вопрос службе по работе с клиентами
• Оцените эту страницу
• Нашли ошибку?

Нет возможности взаимодействия с другими пользователями

Присутствуют практически все виды обратной связи: форумы, опросы, контакты, конкурсы, вопросы-ответы и т.д. Обратная связь ограничивается разделом «Вопросы-ответы» и указанием контактов.

Таблица 2.

 

  wap.megafonpro.ru wap.beeline.ru wap.mts.ru wap.u-tel.ru
Доступность портала Доступен абонентам других операторов в полном объеме. Портал доступен только абонентам Билайн, абоненты других операторов могут лишь просматривать главную страницу. Возникают трудности с загрузкой. Возникают трудности с загрузкой.
Информационное наполнение портала Разделы:
? Поиск
? Погода
? Валюта
? Воробьевы горы
? Бесплатно
? Новости
? Мелодии
? Видео
? Игры
? Картинки
? Playboy
? Досуг
? Общение
? МегаФон Урал
? Настройки
? О портале
Разделы:
Серена "оглушила" Марию Шарапову.
? Интересно
? Полезно
? Загрузи
? Общайся
Макsим пропала! Остался только ее новый хит. Скачай его сейчас.
? Я и Билайн.
? Закладки.
? Наши каналы.
? Каналы (Что это?)
Разделы:
Лучшие:
? живой звук
? кино-клуб
? игры
? видео-клуб
? граффити
Сегодня
Каталог:
? юмор
? новогодние подарки
? погода
? бизнес
? спорт
? большой куш
? 18+
? мтс-подарки
? общение
? что умеет телефон?
? википедия
? Все услуги
Разделы:
? Регионы
? Новости
? Мелодии
? Реалтоны
? Видео
? Игры
? Картинки
? Темы
? Развлечения
? Всё для взрослых
 
Структура информации и навигация на портале Названия разделов адекватны их содержанию. Информация структурирована по регионам: режим работы зависит от выбранного региона. В структуре присутствуют недочеты: нет четкой структуры, названия разделов воспринимаются неоднозначно. Перегруженность страниц текстом также затрудняет восприятие. Названия разделов воспринимаются неоднозначно. Названия разделов адекватны их содержанию. Есть возможность отдельного просмотра региональной информации.
Оформление портала Портал оформлен в соответствии с фирменным стилем компании МегаФон. Визуальное сопровождение разделов (иконки) значительно облегчает восприятие информации. В оформлении отсутствует связь с фирменным стилем компании Beeline. Восприятие портала осложнено отсутствием визуального сопровождения разделов (иконок) Портал оформлен в соответствии с фирменным стилем компании МТС.
Визуальное сопровождение разделов (иконки), однако оно трудно воспринимается, т.к. не рассчитано на столь сильное уменьшение формата.
Перегруженность текстом.
Портал оформлен в соответствии с фирменным стилем компании U-tel. Визуальное сопровождение разделов (иконки) значительно облегчает восприятие информации.

Подводя некоторые итоги, можно сказать, что главным сюрпризом проведенного исследования стал выявленный разрыв между ре-альным содержанием оператора МегаФон и его восприятием аудиторией: последнее место по популярности и 1-е по инновационности. Со-четание большого потенциала компании с недостаточной информационной поддержкой ее деятельности дало весьма причудливый результат — потенциал есть, но об этом никто не знает.  Возможно, оставшиеся операторы больше внимания уделяют рекламе своей деятельности, ее освещению в прессе и т. д. Если ситуация аналогична и в других регионах России, то она легко объясняет тот факт, что компания Мегафон занимает лишь 3-е место в «Большой тройке» федеральных операторов (Newsweek  2006 г., №42, стр. 50). Однако для МегаФона далеко не все потеряно, в 2005 г. компания оказалась самой быстрорастущей в своей отрасли (Секрет фирмы, 25.12.2006 — 14.01.2007, №48, стр. 117, 129, 131), опередив, сменивших образ, Beeline и МТС, и, возможно, еще заявит о себе, если не будет забывать почаще хвалить в СМИ себя любимую.

* По данным газеты «Взгляд»  www.vzglyad.ru , "Люди говорят. Все меньше"