На рубеже двух насыщенных столетий совсем юные, но перспективные друзья Михаил Истомин и Игорь Гордиенко только начинали вертеть огромные виниловые пластинки на сложном, но интересном музыкальном оборудовании. Главным направлением в то время являлся творческий поиск. В конце 90-х новые направления рождались с такой же скоростью, как и дети в Нигерии. Музыканты искали, пробовали и, наконец, нашли каждый свою музыкальную стихию. Dj Istomin и по сей день двигает в челябинские массы house музыку, а Dj Tokkata специализируется на направлении breaks. Эти течения сравнивать сложно, оба имеют место быть и нацелены на совсем разный круг «клабберов». Истомина и Токкату называют старожилами уральской поп электроники.
Создавая трек-лист любой вечеринки, ди-джеи руководствуются совершенно разными приемами. Tokkata остался предан винилу и только винилу, а Istomin перешел на новый уровень, пропуская любой атрибут своего оборудования через мощный, напичканный определенным софтом, ноутбук. О том, что инновационного и интересного в мире клубной музыки интернет-порталу «Мобильный Челябинск» рассказали Михаил Истомин и Игорь Гордиенко.

- Ребята,  расскажите каждый о своем музыкальном оборудовании.

Istomin: Оборудование в клубе всегда одно: либо виниловый проигрыватель, либо CD. Нельзя сказать, что диски - это новое поколение, на дисках играли сто лет назад. Просто клубная культура недавно подхватила данный момент в оборудовании. Я использую нового поколения систему, программу, называется Scratch Life. Все мои треки не хранятся на виниловых носителях, а находятся в моем ноутбуке. Я могу управлять как  дисками, так и винилом, все пропускается через программу. Система сведения трека одна и та же, как и у тех музыкантов, кто не пользуется Scratch Life.

- Как давно существует эта программа?

Istomin: Где-то года три.

Tokkata: Процесс протекает сложнее. У меня всегда с собой кейс, который весит около 20 - 30 килограмм. Там расположены пластинки, которые я выставляю на сете. Во всем есть положительные и отрицательные стороны. Для меня винил — это романтика, мне нравится прикасаться к нему, чувствовать его. Я думаю, что когда-нибудь перейду на новый этап, может, буду пользоваться программным обеспечением, но окончательно с винилом
расстаться не смогу. Пластинки — это моя любовь. Минусы тоже есть, конечно. Поверхность очень требовательная, быстро портится, может попасть вода, грязь, пыль...

Istomin: Коньяк (все смеются)

Tokkata: ... Раньше считалось, что на виниле звук лучше, но сейчас так сказать нельзя. Все стремятся к безупречному звучанию, применяя все новые и новые технологии. Если взять технические возможности, то на пластинках проще делать скрэтч, хотя в программе тоже можно, есть такая функция.

Istomin: Мне легче со сменой трека, управляю только при помощи мыши ноутбука. Мне не надо нагибаться и доставать кучу плоских дисков, устанавливать и так далее.

- Самый главный плюс и минус твоего подхода?

Istomin: Все плюсы для себя нашел давно. Главное то, что с собой таскать оборудования приходится в несколько раз меньше. Если ты переезжаешь из города в город, то не надо быть Шварцнегером, все очень легко и аккуратно. Скрэтч кстати, тоже могу делать.

- Сейчас модно использовать этот прием?

Istomin: Это зависит от направления музыки. Я играю house, здесь очень редко применяется, если только в dramm’n’ bass, hip-hop, на рваной музыке в основном.

- Минусы Scratch life?

Istomin: Есть определенный минус: оборудование должно быть налажено идеально.
Не должно быть никакой вибрации, ноутбук этого не любит и начинает виснуть. Бывало такое, что посреди сета, то есть на половине трека, компьютер просто виснул, тишина в зале, начинались крики: «Э, ты чего там??? У тебя Winamp что ли завис?» (дикий хохот)

- В течение всего времени сета надо находится в полной концентрации? Или есть моменты, когда можешь пойти покурить или еще чего сделать?

Istomin: За 2-3 часа игры полностью отдаешься людям, в зале существует взаимосвязь, энергия - это чувство, которое вырабатывается опытом. Уйти не получится, так как нужно постоянно сводить, добавлять эффекты, изюминки.

Tokkata: Я также полностью могу управлять, накладывать эффекты, добавлять низких частот и так далее.

- Стоимость оборудования?

Istomin: Все стоит серьезных денег, один пульт где-то пятнадцать тысяч рублей,  проигрыватель - примерно столько же и так далее. Иглы для пластинок дорогие, они все профессиональные, сейчас плохих не делают.

- Иглы пластинки не портят?

Istomin: Нет, все диджейские не вредят поверхности винила.

Tokkata: По стоимости у нас оборудование одинаковое полностью. Что я с винилом, что Михаил с ноутбуком. Разница в том, что один цифровый трек в интернете стоит 1 фунт, то есть рублей 50, а пластинка фунтов 6, где-то сотни три, вот и считайте, кому проще.

- Правда, что на пластинках треки выходят позднее, нежели на дисках?

Istomin: Раньше было наоборот, сначала выходили на виниле, затем пираты нарезали, распространяли в интернете и на других носителях. Сейчас, с опережением технологий, все стало по-другому, штампуют треки формата mp3, а уж потом только выходят на виниловом диске.

Tokkata: Сейчас с винилом сложнее, надо договариваться с продюсерами, затем с магазинами, поставщиками, и далеко не каждый даст добро, потому что мало таких осталось.

Istomin: В Англии очень много закрылось специализированных маркетов по распространению данной продукции.

- Изюминки всего диджейского оборудования?

Tokkata: Во-первых, специализированный пульт, который предназначен исключительно для работы диджея. Всевозможные эффекты, добавления, интересные звуки, развод по каналам и так далее. Перед ди-джеем всегда находится монитор, в котором с точностью слышно то, что ты играешь. Если его выключить и слушать то, что в зале, будет разница в 1 секунду. Нормально свести будет нереально.

- Что касается музыки. Популярная электроника достаточно быстро перестает быть актуальной, как часто приходится менять музыкальные направления?

Istomin: Всегда начинают с одного, потом ищут то, что действительно ближе. Не могу сказать, что сейчас я точно выбрал свой стиль, в будущем, возможно, и изменится направление.
Как часто? Приходит со вкусом и возрастом.

Tokkata: Часто на самом деле, не успеваю следить за всем, что есть в музыкальном мире. Приходится искать то, что тебе ближе и развиваться в этом дальше и глубже.

- Атмосферу вечеринки создают ди-джеи?

Tokkata: Точно.

- Как вы знакомитесь с новыми треками и музыкой?

Istomin: Только через интернет. Не пойдешь же ты в магазин музыкальный выбирать новинки. Потому что для них актуальная электроника — это альбомы четырехлетней давности. Все через интернет. По рассылкам, по известным порталам.

- Что сейчас очень модно и популярно?

Istomin: Не могу сказать, все направления текут параллельно, нацелено на разную аудиторию. Не скажу, что моя музыка крутая, а все остальное отстой - каждому свое.
Везде играют разное, в Гараже, например, могут быть вечеринки направления dramm, hardcore и так далее. Аудитория есть для всех веяний. Модно все то, что грамотно и качественно

- Как часто следите за новинками технологического мира?

Istomin: Я слежу, но не изучаю досконально. Существуют сейчас такие эффекторы, что просто можно забыть про людей в клубе и только экспериментировать, работать в нем. Делать что-то очень оригинальное, но понятное только тебе одному. Диджейское оборудование продвигается вперед, все время появляются новые примочки и все такое.

- Какие бренды выпускают хорошее и качественное оборудование?

Tokkata: Что касается моей техники, то это Tehcnics, на мой взгляд, лучшее оборудование в мире, такой же фирмы у меня наушники. Не отстает также Pioneer.

Istomin: В нашем городе стоит самое хорошее оборудование в мире.

- То есть заведения не жалеют деньги на инструменты для музыкантов?

Istomin: Нет, конечно. По-другому никак, нельзя скупиться на том, что главнее всего.

- Удавалось ли вам работать на открытых площадках?

Istomin: Конечно. Если ты в клубе, то возможностей больше управления людьми, там атмосфера располагает к этому. На open air'e сложнее, людей больше, расположены дальше.

Tokkata: Согласен, что в клубе контакт наладить проще. На открытом воздухе надо выкладываться и выдавать максимум, людей ведь много.

- Что касается программного обеспечения, чем пользуетесь?

Istomin: Если просто для того, чтобы отыграть сет, то достаточно Scratch Life, а если создавать, сводить и выпускать что-то, то Acid Pro вполне подойдет. Это программа, которая все доводит до ума.

Tokkata: У меня софта нет вообще, все руками.

- Существует во всемирной паутине огромный каталог порталов, которые продают оборудование, диски, винил и так далее. Какие посещаете?

Istomin: Музыку качаю только mp3 на recording.ru.  Знаком с огромным количеством российских продюсеров, от которых получаю рассылку. Они мне присылают треки, я их слушаю, за неделю приходится около 100-200 треков слушать и выбирать для дальнейшего использования.

- Какой битрейт у ваших треков?

Хором: 320 килобит в секунду.

Istomin: Весят, примерно, мегабайт 14.

Tokkata: Я также предварительно прослушиваю через интернет, что нравится заказываю, и пластинка приходит на почту.

- Давайте немного отойдем от музыкального стержня нашей беседы, и поговорим немного о тусовке, которая посещает те заведения, в которых вы играете. Известно всем, что клубная аудитория состоит из модных, стильных, влиятельных людей с туго набитым кошельком. Приходилось ли вам лицезреть эксклюзивные предметы технологического быта среди них?

Istomin: Не слежу за этим, не думаю, что кто-нибудь из гостей клуба принесет внутрь навигатор. Что он, до туалета не сможет дойти?

(2-х минутная пауза, вызванная диким смехом, как гостей портала, так и корреспондента и фотографа www.mobichel.ru)

Istomin: Видел прикольные вещи, например, пояс с бегущей строкой, где написано «Возьми меня, детка», есть целый ряд подобных приколов, которые популярны среди молодежи. Прибор  лазерный, при помощи которого можно писать и рисовать в воздухе.

Tokkata: Если брать ди-джейство, то есть очень классная вещь, мини пульт, который может сосредоточить в себе все атрибуты моего оборудования. Он помещается в ладони, и при помощи сенсорики я могу руководить всем: добавлять эффекты, частоты, звук и так далее.

- Между вами существует конкуренция?

Istomin: Нет. Наши течения идут параллельно, никак не пересекаются.

- Популярный сайт DJ.RU каждый год проводит конкурс на попадание в сотню лучших ди-джеев России. Ваше отношение к этому?

Istomin: Сейчас топов очень много. И не только на этом сайте. Они пытаются коррупционно это делать, многие накручивают голоса и так далее. Это бизнес, это имидж, мы не гонимся за подобного рода вещами, есть свое место и своя аудитория, пока этого достаточно.

Tokkata: Это важно для промоутеров, чтобы было имя, например, «Вася Пупкин — первый ди-джей России по версии такого-то сайта». Они так привлекают большее количество гостей на вечеринку.

- Ликбез начинающим электронщикам, что нужно делать, чтобы создать имя, далее играть хорошую музыку?

Istomin: Нужно искать что-то свое, быть индивидуальным. Научиться играть мало, быть ди-джеем — это другое, приходит с опытом. Самое главное — чувствовать людей.

Tokkata: Если есть желание, надо пробовать и двигаться дальше.

- И последнее, что хочу спросить сегодня, какие у вас мобильные телефоны?

Istomin: У меня Samsung E780.

Tokkata: Nokia 5700. Музыкальный телефон доволен им очень. Кстати, нашел коммутацию к моему пульту и могу треки спокойно на вечеринке выдавать через него, правда свести не получится!

- Спасибо, что были честны и положительны.

Хором: Всегда пожалуйста!

 P.S. Ребята являются резидентами ведущих клубов Челябинска [Zanzibar, Garage Underground]. Dj Istomin в активе имеет первый выпущенный альбом под названием First, а Dj Tokkata выпускал несколько промо-треков, но в продажу для широкой публики они не поступали.