Компании Google, Mail.Ru, «ВКонтакте», «Яндекс», Rambler и объединенная компания «Афиши» опубликовали обращение к правообладателям и российским законодательным органам об ответственности за пользовательский контент. Компании говорят, что готовы к компромиссу по авторским правам, но они лишь предоставляют пользователям возможность размещать, передавать, хранить и распространять информацию и знания.

Cогласно этой позиции, площадки лишь предоставляют техническую возможность обмена, хранения и поиска информации. У интернет-компаний при этом нет правовых оснований и технических возможностей для проверки действий каждого пользователя на законность.

«К сожалению, в России в последнее время правообладатели все чаще предпочитают привлекать к ответственности не тех, кто размещает или распространяет незаконный контент, а интернет-компании, - заявляют представители интернет-компаний. - При этом игнорируется очевидный факт: компании, которые предоставляют свои сервисы миллионам пользователей, не имеют ни правовых оснований, ни технических возможностей, чтобы отслеживать каждое действие каждого пользователя и оценивать его законность или незаконность».

«Яндекс», Google, Mail.ru, «ВКонтакте», объединенная компания «Афиши» и Rambler выступают за то, чтобы правообладатели не писали заявление в суды, а жаловались им на пиратский контент. Со своей стороны они приостанавливают доступ к контенту, выслушивают сторону пользователя и при необходимости передают его данные правообладателю. И только потом, правообладатель может подать в суд на пользователя и получить компенсацию, но никак не на интернет-компании.

По словам представителей «Яндекс», Google, Mail.ru, «ВКонтакте», объединенная компания «Афиши» и Rambler, аналогичные механизмы используются во всем мире и уже доказали свою эффективность.

В России давно существет проблема с лицензионным контентом в интернете.

Компании Google, Mail.Ru, «ВКонтакте», объединенная компания «Афиши» и Rambler и «Яндекс» опубликовали обращение к правообладателям.

Проблема в том, что такая схема охраны авторский прав в нашей стране не работает. Получается, что интернет-площадка не имеет к нарушениям авторских прав никакого отношения, а то пользователя еще нужно дойти через хостера и провайдера, как-то воздействовать на него. Куда проще, работать с интернет-компаниями и «трясти» именно их недополученную прибыль от размещения разных произведений в сети.

В обращении российских интернет-игроков утверждается, что в Европе, США и других странах вопрос об ответственности уже решен. Это не вполне верно - например, YouTube постоянно сталкивается с попытками правообладателей привлечь его к ответственности. Достаточно вспомнить тяжбу с Viacom, грозившую миллиардными убытками Google. В результате поисковик отделался выплатой 100 миллионов долларов юристам, сопровождавшим процесс.

Российская отрасль тоже далеко не в первый раз сталкивается с проблемой правильного распределения ответственности за пользовательский контент. Особенно острой дискуссия стала во время блогерских процессов. Для блогохостингов неопределенность в вопросе, кто несет ответственность за виртуальное разжигание розни и экстремизм - автор или издатель, вела к огромным юридическим рискам.

Наступление 2008 года принесло с собой часть четвертую Гражданского кодекса, потребовавшую от хостеров оформления письменных договоров с правообладателями. Блогохостинговые риски в полной мере перешли, скажем, на видеопорталы с пользовательским контентом.

инкомсвязи совместно с МВД, ФСБ, ФСО, ФСТЭК и Минюстом приступило к разработке поправок в законодательство.

Правообладатели намеревались осенью начать массовую борьбу с пиратским контентом, чтобы защитить рекламные доходы видеопорталов, бесплатно показывающих лицензионный контент. Эти порталы делят выручку с владельцами прав на контент. В качестве основной мишени указывалась социальная сеть "ВКонтакте", а также различные видеохостинги, хранящие пользовательские ролики. Как нетрудно догадаться, последние гораздо реже делятся выручкой и заключают договора.

Кроме того, интернет-компании обратились к российским законодательным органам с просьбой как можно скорее законодательно разграничить ответственность за нарушения прав интеллектуальной собственности в Интернете, закрепив существующую в интернет-компаниях практику борьбы с незаконным контентом.

Стоит отметить, что Минкомсвязи совместно с МВД, ФСБ, ФСО, ФСТЭК и Минюстом приступило к разработке поправок в законодательство, касающихся регулирования деятельности в Интернете. Чиновники планировали представить проект закона к октябрю этого года. Но, как рассказал вчера журналистам Андрей Липов, начальник Департамента госполитики в области информатизации и информтехнологий Минкомсвязи, законопроект все еще находится на стадии согласования. А это значит, что войны правообладателей с интернет-компаниями продолжатся.