Девяностые годы XX века - время расцвета и развития многих современных технологий. Именно в это десятилетие общество начало по-настоящему чувствовать приход информационной эры. Умные гаджеты стали появляться в домах обычных людей, плазменные панели, роботы, мобильники, Интернет – все это история 90-х.

Эпоха 90-х.

Лавинообразное развитие технологий и Интернета начало менять жизни людей. Казалось бы, это было совсем недавно и не с нами, но, если оглянутся назад, прошло целых 20 лет! Мы продолжаем знакомить пользователей нашего проекта с историей техники и технологий. Сегодня расскажем о самых ярких девайсах и гаджетах 90-х.

Плазменная панель

Идея создания дисплея на основе плазмы нашла своё воплощение ещё в 1964 году, когда сотрудники лаборатории Иллинойского университета Дональд Битцер, вместе с двумя коллегами Робертом Уилсоном и Джином Слотоу изготовили первую в мире газоразрядную панель. Интересно, что изобретатели ставили перед собой задачу создание исключительно компьютерного монитора.

Плазменная панель обладает одним качеством, особо ценным при воспроизведении статичных картинок – в ней отсутствует необходимость постоянного обновления экрана. При воспроизведении динамичных сцен «мигание» кинескопных мониторов не так заметно, и не так раздражает зрение.

Плазменная панель.

В 1992-ом году компания Fujitsu изготовила первую полноцветную плазменная панель. Размер ее составил 21 дюйм. В 1996 году компания Matsushita Electrical Industriеs (впоследствии Panasonic) предложила ее усовершенствовать за счет ячеек переменного тока. Спустя год серия плазменных мониторов была запущена в массовое производство. Сегодня – это одна из самых перспективных и надежных технологий в области передачи качественного видеоизображения, а сама плазма находит все более широкое применение в разработках, посвященных проблемам современной техники. Новые «поколения» всё более совершенных панелей появляются практически каждый год.

Флеш-накопители

Как таковая энергонезависимая flash-память была изобретена японцем Фудзи Масуока, когда он работал в Toshiba в 1984 году. Имя «флеш» было придумано также в Toshiba коллегой Фудзи, Сёдзи Ариизуми, потому что процесс стирания содержимого памяти ему напомнил фотовспышку. Масуока представил свою разработку на IEEE 1984 International Electron Devices Meeting (IEDM), проходившей в Сан-Франциско. Позднее компания Intel увидела большой потенциал в изобретении и в 1988 году выпустила первый коммерческий флеш-чип.

В течение последующих двух лет разные производители карт памяти пытались выжить в мире конкуренции, но в итоге вместе создали в 1991 году стандарт, получивший название PC-Card. Успех флэш-карт памяти стандарта PC-Card в начале 90-х стал причиной появления нового класса мобильной электроники, не теряющего своего значения до сих пор – мобильных устройств для транспортировки данных.

Неудивительно, что представленный в 1994 году компанией SanDisk новый стандарт флэш-карт назывался просто «CompactFlash». Кроме компактности эту новинку не отличало от PC-Card ничего, но и это было очень и очень существенно.

Современные USB-флешки.

До 1999 года CompactFlash оставался стандартом по умолчанию для «немеханических дискет». А когда в Windows 98 была включена поддержка USB – вот тут-то впервые возникли сомнения в том, что этот стандарт долго проживет. Сперва к новой, перспективной и удобной шине стали подключаться кард-ридеры, и практически тут же была реализована идея объединить USB-разъем и модуль памяти воедино, что вполне логично, если учесть, что карты памяти уже практически стали «дискетками».

В 1999 году USB Implementers Forum представил стандарт USB Flash Drive, позиционируя его как очередной вариант замены для магнитных дискет. Проблема наличия/отсутствия слотов для флэш-карт исчезала на глазах. Этот момент можно было бы считать рождением звезды и свершением революции, но на деле все прошло тихо, бескровно и незаметно – никто как-то и не заметил, как флэшка стала неотъемлемой частью повседневной жизни.

В апреле 2000 появилась спецификация USB 2.0, позволявшая надеяться на беспрецедентное увеличение скорости чтения/записи устройств USB Flash Drive. Так вскоре и произошло: флэшки под USB 2.0, имеющие скорость чтения/записи 60 Мб/с (400х), до сих пор остаются самыми востребованными у миллионов людей.

Бытовой робот

Одним из первых примеров удачной массовой промышленной реализации роботов-игрушек стала собачка AIBO корпорации Sony, запущенная в 1995 году. Чуть позже в серии развивающих игрушек LEGO появился набор конструктора LEGO Mindstorms для создания программируемого робота. Позднее появились такие роботы-игрушки как шагающий робот Robosapien от компании WowWee и робот-динозавр Pleo.

 Робот-динозавр Pleo.

В конце десятилетия в свободную продажу впервые поступили первые человекообразные роботы «Вакамару» производства фирмы Mitsubishi. Робот стоимостью $15 тыс. был способен узнавать лица, понимать некоторые фразы, давать справки, выполнять некоторые секретарские функции, следить за помещением. В России был создан похожий по характеристикам робот R.Bot 100.

Камерофон

12 лет назад, в 2000 году, компания Sharp совместно с японским оператором сотовой связи J-Phone выпустили первый телефон с фотокамерой. Однако, история камерофона началась не с выпуска такового, а с производства Sony Ericsson и Siemens специальных модулей с фотоаппаратами, размерами с современную зеркалку и фотохарактеристиками, как у сахарницы. И уже только потом модули камер начали встраивать в корпуса телефонов. Первые из них делали 0,1 МП снимки. Это всего 352×288 точки и, если на вашем мониторе выделить такой диапазон, вы поймете, насколько «много» передавали эти фотографии.

Одно время, самым распространенным разрешением для мобильных камер было VGA, с такого начинал и я, в лице Nokia 3220. При таком разрешении уже можно рассмотреть черты лица!

А отличились в свое время Sony Ericsson S700, производящий 1,3 МП снимки хорощего качества. Да и вообще, SE были «на коне». В 2005 году они выпустили 2 МП k750i, не имеющий конкурентов в фотосъемке.

Камерофон.

В том же году Nokia выпустила N90 — кирпич с оптикой Carl Zeiss. Именно эргономика смартфона и поставила на нем крест. А вот N93 был хорошо проработан. Камера с классной оптикой и 3.2 МП делала прекрасные снимки, к тому же снимала видео в 640х480 точек. Кстати, тогда это называли DVD-видеосъемкой.

Сейчас телефон без камеры – не телефон, но 12 лет назад, это был настоящий технологический прорыв. С появлением камерофонов появилась новая разновидность фотографического искусства — мобилография.

Сегвей

Противоречивые споры по поводу истории создания «самоката с мотором» являются довольно популярной темой среди любителей сигвеев. Некоторые утверждают, что автором идеи и разработок был Дин Кеймен – американский физик-изобретатель. Другие же уверены, что сигвей - детище английского мультимиллионера Джими Хеселдена. Однако лишь проанализировав некоторые исторические факты, можно обрисовать приблизительную картину создания сигвея.

В 1991 году Дин Кеймен впервые презентовал своим близким идею и базовые разработки прототипа современного сигвея. А уже в 2001 году в Нью-Йорке он же представил обществу первый сконструированный экземпляр.

Сегвей.

После этого все идеи, разработки и права на производство были выкуплены у физика миллионером Джими Хеселденом, который до трагического случая 26 сентября 2010 года и оставался владельцем компании «Segway».

Название «segway» происходит от слов «segue» - направление в музыке, означающее «плавный, последовательный переход из состояния в состояние» - и «way», что переводится как «путь», «направление».

Стандарт мобильной связи GSM

В 1993 году началась эпоха GSM, когда в Германии запущена в коммерческую эксплуатацию система связи на основе этой технологии. Тем не менее, разработка нового общеевропейского стандарта цифровой сотовой связи началась в 1985 году. Специально для этого было создана специальная группа - Group Special Mobile. Аббревиатура GSM и дала название новому стандарту.

Позднее GSM, благодаря ее широкому распространению, стали расшифровывать как Global System for Mobile Communications. К настоящему времени система GSM развилась в глобальный стандарт второго поколения, занимающий лидирующие позиции в мире, как по площади покрытия, так и по числу абонентов.

Nokia 3310.

С июня 2002-го года ответственность за поддержку стандарта взяла на себя 3GPP (3rd Generation Partnership Project).

Телефон-слайдер

В 90-х особое распространение получили инновационные форм-факторы. И если флипы и раскладушки придумали в конце 80-х, то открытием этого десятилетия стали слайдеры. Первый в мире телефон в форм-факторе «слайдер» выпустила компания Siemens. Модель называлась Siemens SL 10.

Как и корпус типа раскладушка, слайдер имеет две части, но они при этом не закреплены на одной оси, а расположены в параллельных плоскостях и соединены с помощью специального механизма, позволяющего им сдвигаться («скользить») друг относительно друга в этих плоскостях (обычно только в одном направлении).

Слайдер Siemens SL10.

Чаще всего на верхей («лицевой») части телефона располагаются дисплей, динамик и небольшое количество кнопок управления, с помощью которых можно быстро ответить на звонок, а также получить быстрый доступ к необходимым функциям телефона. На нижней части обычно расположены аккумулятор, основные электронные элементы, а также цифровая клавиатура, используемая в тех случаях, когда кнопок управления на лицевой панели недостаточно (набор номера или коротких сообщений).

Web-браузер

В 1990-м году Тим Бернерс-Ли и Роберт Кайо из Европейской организации по ядерным исследованиям (CERN) публикуют официальное предложение по проекту гипертекстового языка и Всемирной Паутины. Вскоре в рамках этого проекта был разработан первый в мире веб-браузер, названный WorldWideWeb (WWW). С этого момента и начинается история современного Интернета и Web-брайзеров как класса.

Первым распространённым браузером с графическим интерфейсом стал NCSA Mosaic. Исходный код этого одного из первых браузеров был открыт, после чего появились знаменитые Netscape Navigator и Internet Explorer. Netscape выпустила Netscape Navigator под разные операционные системы (UNIX, Windows, Mac OS) и добилась заметного успеха, в том числе и коммерческого. Это побудило компанию Microsoft выпустить свой браузер Internet Explorer. Ну, а дальше все пошло по накатанной.

Netscape.

Из-за потери рынка доходы компании Netscape упали, и её приобрела AOL, а исходный код браузера Netscape был выпущен под свободной лицензией Mozilla Public License. Название «Mozilla» изначально присутствовало в браузере от Netscape и означало сокращение слов Mosaic+killer. Однако этот код было решено не использовать, и вместо него для Netscape 6 с нуля был написан новый движок Gecko, изначально ориентировавшийся на полную поддержку стандартов, на основе которого позже были созданы входящие в комплект Mozilla Suite браузер, почтовый и irc-клиент и редактор веб-страниц.

Интернет-поисковики

Бурное развитие систем передачи информации и ее удаленного хранения подстегнула появление, так называемых, поисковых технологий. Мало разместить какую-либо информацию в Сети. Важно ее быстро найти.

Поисковик Altavista.

Одним из первых инструментов поиска в интернете еще до появления WorldWideWeb был Archie. Ну, а первой поисковой системой для Всемирной паутины был «Wandex», который создавал «World Wide Web Wanderer» — бот, разработанный Мэтью Грэем из Массачусетского технологического института в 1993. Также в 1993 году появилась поисковая система «Aliweb», работающая до настоящего времени. Первой полнотекстовой поисковой системой стала «WebCrawler», запущенная в 1994. В отличие от своих предшественников, она позволяла пользователям искать по любым ключевым словам на любой веб-странице — с тех пор это стало стандартом во всех основных поисковых системах. Кроме того, это был первый поисковик, о котором было известно в широких кругах. В 1994 был запущен «Lycos», разработанный в университете Карнеги Мелона.

Вскоре появилось множество других конкурирующих поисковых машин, таких как «Excite», «Infoseek», «Inktomi», «Northern Light» и «AltaVista». В некотором смысле они конкурировали с популярными интернет-каталогами, такими, как «Yahoo!». Позже каталоги соединились или добавили к себе поисковые машины, чтобы увеличить функциональность. В 1996 году русскоязычным пользователям интернета стало доступно морфологическое расширение к поисковой машине Altavista и оригинальные российские поисковые машины «Рамблер» и «Апорт». 23 сентября 1997 была открыта поисковая машина Яндекс.

А вот крупнейший в мире поисковик Google появился позднее, в 1998 году. Поисковая система Google была создана в качестве учебного проекта студентов Стэнфордского университета Ларри Пейджа и Сергея Брина. Они в 1996 году работали над поисковой системой BackRub, а через 2 года всё это вылилось в появление новой поисковой системы Google.