Вам грустно? Жизнь неинтересна? Быть может, ВЫ хотите поговорить об этом? Хм… Если да, то помощь в пути. Давайте рыть яму светлого прошлого вместе, дабы поднять настроение, вспоминая электронные прелести детства, юношества и зрелости. Персональные компьютеры – на свалку, и с той самой свалки даем в народ игровые приставки.

С каждым днем жизнь всё насыщеннее (технический прогресс дает о себе знать, добавляя все новые и новые прелести), а люди веселее не становятся. Парадокс, товарищи. В экономической, политической, спортивной сфере страна растет, как на дрожжах, соответственно, и настроение у россиян повышается, но все как-то не прозрачно! Обычных, ежедневных, ежечасных поводов для веселья уже как лет десять не существует, а все потому, что потеряли социальную значимость электронные продукты массового потребления – игровые приставки. Буду не прав, рассуждая о том, что сейчас изобретателям геймпадов удивить народ нечем, как раз таки есть чем, только нынешнее поколение не особо интересуются.

Итак, что мы имеем на 2008 год: б более или менее масштабном, по своей географии понятии, живут и развиваются Sony PlayStation 2 (c 2000 года), Xbox (с 2001 года), Nintendo DS (2004 года), Sony Playstation Portable (с 2005 года), Xbox 360 (с 2005 года) и Sony Playstation 3 (с 2006 года). Вышеперечисленные приставки, безусловно, оригинальны, но далеко не так, как физические консоли 80-х, 90-х, о которых чуть позже. Главное, почему двигатель распространения дает сбои, так это постоянная коммерческая гонка, отчасти напряженная конкуренция. Фирмы-производители в своем активе имеют практически одинаковое количество изначально одинаковых игрушек (дисков, мини-картриджей). Происходит лишь подгонка, к примеру, легендарной игры Need for Speed, под каждую из названных консолей. Пожалуй, только Nintendo имеют неповторимую, но доработанную под современный мир игру “Mario”.

Приятно, однако. Еще один минус игрушек  - это невероятно высокая стоимость. Если в 90-х за приставку выкладывали не более 30 процентов от заработанной платы родителей, то сейчас приходится пахать 2 месяца, дабы приобрести, к примеру, PlayStation 3 (нынешняя стоимость около 18 тыс. рублей). Да и картриджи можно было менять и приобретать по символической стоимости, а не то, что сейчас: диски по 1500-2000 тысячи, а то и более. Грустно, но это прогресс и прогресс глобальный, за который стоит платить.

Ну да ладно, разбирать каждую приставку 21 века мы не будем, скучны они, разве что бонусы к ним интересны: виртуальные перчатки, мечи, мячи, штурвалы, мега-клавиатуры и многое другое. Скажу честно, «вата - это всё!».

Середина 90-х, Россия, любая квартира, где есть дети старше 5 лет – развитие эпохи «игроманства». (Повествование от первого лица автора материала) Как сейчас помню; в ленинском районе, в моем подъезде жил парень Андрей старше меня лет на 5. Родители его имели уже тогда неплохой бизнес, поэтому он раньше всех стал обладателем игровой приставки Dendy. Господи, мы всем двором, человек в пятнадцать каждый день «зависали» у него и проходили Chip & Dale, Mario, Contra, с пеной у рта доказывали собственное превосходство в Mortal Combat (1-5), с бешеными глазами соревновались в «гоночки» (не помню, как назывались), в итоге, с невероятным желанием приходили к нему снова и снова. Период беспамятного фанатизма по этой консоли длился года 2-3 не меньше, потому картриджей становилось все больше, детей тоже, соответственно, оборот электронной продукции возрастал молниеносно. Не теряя веры в радостное будущее в обнимку с приставкой, мне приходилось тестировать второе поколение из серии Nintendo. Сказать честно, я особо не помню, какие игры были приоритетом, и что мы вытворяли с данной пластмассовой радостью, но знаю точно, что интерес к Dendy не пропадал ни на секунду. Помню, что родители ругались из-за того, что мы вместо прогулок по летним дворам сидели и парились дома, расходуя чужую электроэнергию и порча собственное зрение.

Как мальчик лет 8-10, я ждал чуда, когда мои мама с папой купят мне хоть какую-нибудь приставку, но этот счастливый день не наступал. Зато наступило счастье в семье соседа Сергея, которому мама на День рождения (как сейчас помню, дело было в августе) подарила приставку Sega Mega Drive. Вот тут-то и наступила новая волна полнейшего фанатизма. Игры Sonic, Comix Zone, Mortal Combat, Dune и еще сотня просто наполняли детский мозг искренним счастьем.

Спустя пару лет, домашняя тусовка игроманов перекочевала в клубы. Преимущественно в пришкольных помещениях играли уже в ставшую легендой - Sony PlayStation. Совершенно новые джойстики с вибрацией, уже не картриджи, а диски, карты памяти, невероятная по тем временам графика, легенды о том, что PlayStation не портит телевизор, в общем счастье, казалось, будет вечным.  Gta, Gta 2, нескончаемый Mortal Combat, Syphon Filter и другие сказочные диски управляли головами 12-14 летних подростков.

И вдруг, после 2-3 лет царствования Playstation, забывая Dendy и Sega, наступила эра персонального компьютера, о которой говорить, думаю, не стоит.
Научные исследователи и журналисты различают несколько этапов возникновения и развития игровых приставок (о 80 процентах, мы даже не слышали):

Первые домашние игровые видеосистемы (1972—80)
Coleco Telstar (1976), Magnavox Odyssey (1972), Pong (1975).

Ранние 8-битные системы с играми на картриджах (1979—1983)
Vectrex (1982) (единственная игровая консоль с векторным монитором), Arcadia 2001 (1982), Atari 5200 (1982), Colecovision (1982), Game And Watch (1980), (карманная) Intellivision (1980), Magnavox Odyssey² (1978), Bally Astrocade (1977), Atari 2600 (1977), RCA Studio 2 (1976), Fairchild Channel F (1976) .

Эпоха 8-битных игровых приставок (1985—1990)
Amstrad GX4000 (1990), Atari 7800 (1986), Commodore 64GS (1990), Nintendo Entertainment System (1985) / Famicom (1983, Япония) / В России эта приставка пиратским[источник?] образом выпускалась компанией Steepler, под торговой маркой «Dendy» (1991, Россия), PC Engine (1987, Япония), Sega Master System (1986) / SG-1000 Mark III (1985, Япония).

Эпоха 16-битных игровых приставок (1989—1994)
Atari Lynx (1989), Commodore Amiga CDTV (1991), Game Boy (1989), Neo-Geo (1989), Neo-Geo CD Neo-Geo CDZ Philips CD-i (1994), Super Nintendo Entertainment System (1991) / Super Famicom (1990, Япония), SegaMega Drive (1988) / Sega Genesis (1989, США), Sega CD Sega 32X (Sega Genesis 32X или Sega Mega 32X или Sega Super 32X), Sega GameGear (1991), PC Engine (1987, япония) / TurboGrafx-16 (1989, США) / TurboGrafx (1990, Великобритания), TurboGrafx-CD, TurboDuo, TurboExpress, SuperGrafx.

Эпоха 32/64-битных игровых приставок (1993—1999)
FM Towns Marty (первая в мире 32-х битная консоль), 3DO (1993), Atari Jaguar (1993) (64-х битная консоль) Atari Jaguar CD Commodore Amiga CD32 (1993), Game Boy Color (1998) (карманная), Nintendo 64 (1996) (64-х битная), PC-FX (1994), PlayStation (1994), Sega Saturn (1994), Virtual Boy (1995) (портативная, со стереоскопическим изображением).

Шестое поколение (1999 — настоящее время)
Game Boy Advance (2001) (карманная), Game Boy Advance SP (2003) (карманная), Game Boy Micro (осень 2005) (карманная), Nintendo GameCube (2001), Nokia N-Gage (2003) (карманная, смартфон), Nokia N-gage QD (2004) (карманная, смартфон), PlayStation 2 (2000), Sega Dreamcast (1999), Xbox (2001).

Седьмое поколение (2004 — настоящее время)
Nintendo DS (2004) (карманная), Nintendo DS Lite (2005) (карманная), PlayStation Portable (2005)(карманная), PlayStation Portable Slim (2007)(карманная), Gizmondo (2005), Infinium Labs Phantom (проект закрыт), Megadrive Portable (2007), PlayStation 3 (2006), Nintendo Wii (Revolution) (2006), Xbox 360 (2005)
Вышеперечисленные факты заимствованы из собственной интернет - энциклопедии “ru.wikipedia.org”.

Уверен в том, что подобный рассказ о времени провождении своего детства выложит на печатный станок, практически, любой парень, даже девушка, родившиеся в период с 80 - ого по 90 – е годы. Бросаться незапатентованными мыслями на ветер – нехорошо, поэтому давайте проанализируем комментарии пользователей и просто друзей интернет - портала «Мобильный Челябинск» и «Мобильный Екатеринбург».

Вот ряд вопросов, на которые отвечали герои материала:
1. Какое место в твоей повседневной жизни занимают игровые приставки, может, имитированные консоли?
2. Насколько тебя интересуют современные «геймпады»?
3. Из приставок 80-х, 90-х годов назови те, в которые ты играл (а), может играешь по сей день?
4. Какие раритетные игровые приставки тебе удавалось иметь или хотя бы тестировать, как геймер?
5. Как считаешь, почему эпоха фанатизма к физическим консолям закончилась после Sony Playstation первой?
6. Ходил (а) ли ты в клубы, или имел приставку дома?
7. Помнишь ли ты советские приставки? Назови главное отличие от зарубежных?
8. Сейчас выходит уйма литературы про современные компьютерные игры, читаешь ли ты? Как считаешь, почему нет оригинальных книг про Dendy, Sega и ежи с ними?

Отвечает Артем Пименов (21 год),  корреспондент и телеведущий одного из местных телеканалов.
1. Признаться честно, я не могу назвать себя геймером. Я активно не слежу за новинками игровой индустрии, не провожу много времени, проходя уровень за уровнем той или иной игрушки. Но есть кое-что такое, что заставляет буквально визжать от восторга. «Олдскульные» темы, типа Денди, Сеги, Гембоя и прочих вещей не забудутся никогда ведь это частичка детства. Таких было много - это и футболки с надписью «туртлес», бейсболки «USA» с сеточкой, жвачки «турбо» и многое другое. Что касается игровых приставок, то у меня нет сейчас ни одной. Я активно пользуюсь денди-эмулятором «Jnes», который позволяет играть практически во все игры денди, созданные за всю историю. Конечно, обидно, что оранжевые картриджи больше не нужны.

2. Современные геймпады, если честно, мало интересуют. Недавно купил себе руль с педалями, так он мне уже через пару дней надоел. Ах да, точно! Интересно было бы иметь джойстик, чтобы в денди-эмулятор играть, но все равно это не то. И форма другая, и ощущение. Другое дело - эта прямоугольная классика (я про джойстик). Подключаешь приставку к телику, вставляешь картридж, жмешь на кнопочки. Ух!

3. Все по хронологии появления: «Денди», «Сега», «Плейстейшн». Из всех перечисленных была только денди. Её уже давно нет.

4. Опять же «Денди», «Сега», «Сони плейстейшн», «гембой». Тетрис и тамагочи считать?

5. Я думаю, что это связано со сменой эпох. Для этого поколения все было в диковинку. Запад резался в приставки уже в конце 80-х. Денди в России появилась ближе в середине девяностых, и мы как дикари с горящими глазами накинулись на все эти блага цивилизации. Деревянные игрушки, прибитые к полу, остались в прошлом навсегда. Хотелось нового, и мы это получили. Следующее поколение уже пришло "на все готовенькое", а предыдущее уже просто подросло и потеряло интерес к приставкам. Кроме того, появились компьютеры, которые и заменили все игровые приставки.

6. Дома была Денди, а потом да - ходил и в клубы, и к друзьям. Как-то интереснее было играть в компании, чем одному. Поэтому другие приставки и не покупал.

7. Помню только карманные – «Ну погоди» и «гоночки». Главное отличие - примитивность и еще раз примитивность. Ну как наши производители могли тягаться с Западом? Но так или иначе, играть в них было тоже интересно. Это ведь наше, родное - оттого и приятно!

8. Вы не правы - такие книги есть. Если вспомнить, то в каждом салоне, где продавались приставки и картриджи, были еще и книги с подсказками. Там были маленькие хитрости - всякие секреты (потайные ходы, бонусы и все такое). Что касается современной литературы, то она мне не интересна. Может быть только как дайджест - чтобы узнать, что там новенького. Если говорить про современные игры, то на них как-то нет времени, хотя интерес есть. Или, может быть, мы просто выросли? Пойду-ка я поиграю во что-нибудь. Всем пока!

Отвечает Лев Овчинников (27 лет) – давний КВН – щик
1.  В моей повседневной жизни приставки занимают место, исключительно, рядом с телевизором. Иногда охота окунуться в детство, и целый день потратить на игры.
2. Честно? Не интересуюсь!
3. «zx спектрум», «атари», «дэнди», «сега» и, конечно же, электроника.
4. Все выше перечисленные
5. Она не закончилась, она ушла в андерграунд.
6. И имел, и ходил.
7. Волк и яйца - ЭТО СУППЕР!!!!!! Набери 99999 и ты увидишь мультфильм.....Хрен наберешь, хрен покажут мульт))).
8.Про игры ничего не читаю, узнаю все вербально. Исторические эпосы про дэнди и ежи с ними - всё в будущем. Ждите, и да прибудет с вами великая СЕГА)))

Эдуард Макаров (20 лет) – студент, любит анимэ.
1 - Они для меня важны и занимают неотъемлемую часть моей жизни.
2 - Каждые новые геймпады становятся все лучше и интереснее, всегда появляется желание приобрести более современную модель.
3 - Денди, Сега.
4 - Гейм Бой первой модели.
5 - Даже не знаю =(.
6 - Дома - Денди, в клубы не ходил.
7 - Неа =(.
8 - Иногда да, если касается какого-нибудь конкретного случая. От себя:  я пользуюсь в основном эмуляторами, и играю в приставки через компьютер, и скачиваю игры через инет. Эмуляторы ставлю на сотовый, в частности, на «айфон» и играю через него. Хотел бы купить PlayStation 3, но считаю, это дорогая игрушка, а по поводу денди и сеги, то существует уйма литературы в интернете, и ее можно легко найти, главное - сосредоточиться на поиске.

Из ответов молодых людей можно сделать кучу выводов, но первостепенным и самым важным является то, что все помнят наши советские игрушки «Электроника». Ах, как было здорово ловить яйца вместе с героем Анатолия Папанова – волком, как было прикольно ловить яичницу, приготовленную поваров. А незамысловатый, но всегда модный тетрис? Эх, грустно, да и только. Давайте виртуально пробежимся по электронным руинам советских времен и посмотрим разновидности советских игровых приставок.

Карманные игры серии «Электроника»
Серия «ИМ» — «игра микропроцессорная». Семейство портативных электронных игрушек с жидкокристаллическим экраном:
«Электроника 24-01» Микки Маус, по аналогии ИМ-02, только вместо волка нарисован Микки Маус, «Электроника ИМ-02» Ну, погоди! (1986), «Электроника ИМ-03» Тайны океана (1989), «Электроника ИМ-04» Весёлый повар (1989), «Электроника МГ-09» Космический мост (1989), «Электроника МГ-13» Разведчики космоса (1989), «Электроника ИМ-18» Охота (1989), «Электроника ИМ-??» Весёлая арифметика (1989), «Электроника ИМ-22» Веселые футболисты (1991/92), «Электроника ИМ-23» Автослалом (1991), «Электроника ИМ-27» (название неизвестно) существовал только в статусе "Опытный образец" выглядел как бинокль (февраль 1990), «Электроника ИМ-50» Космический полёт (1992).
Отдельно:
«Электроника ИМ-29» Шахматный партнёр «Электроника ИМ-15», Настольный электронный симулятор футбола, «Электроника ИМ-37» Настольный электронный симулятор футбола (Кубок Чемпионов).

Серия «И» (версии, выпускавшиеся после 1992 года):
«И-01» Автослалом, «И-02» Весёлый повар, «И-03» Космический мост, «И-04» Кот рыболов, «И-05» Морской бой ,«И-06» Ну, погоди! «И-07» Лягушка-квакушка, «И-08» Охота, «И-09» Разведчики космоса, «И-10» Биатлон, «И-11» Цирк, «И-12» Хоккей, «И-13» Футбол, «И-14» Ограбление, «И-15» Сокровища океана.

Вышеперечисленные факты заимствованы из собственной интернет - энциклопедии “ru.wikipedia.org”
Обзванивая старых знакомых и новых друзей, полностью перебирая квартиру родителей, мне все же удалось найти три раритета времен 90-х годов. Как нежадный корреспондент, я принес совершенно исправную Dendy, Sega и Game Boy в редакцию сайта «Мобильный Челябинск». Такого интереса, ажиотажа и искренней радости я не видел давно. Около двадцати сотрудников интернет-агентства просто оккупировали приставки и телевизор вмести с ними. Все картриджи были опробованы, все джойстики ощупаны (у обоих запали кнопки), все слова сказаны, в общем, рабочий день превратился в выходной.  Директору грустно, зато нам приятно.

Главное, чего я ждал от этого эксперимента, так это того, что кто-то из сотрудников, играющих в подобные игры на персональном компьютере, скажет, что аналог не заменить никогда (действительно, высказался Константин – специалист отдела интернет - маркетинга),  и еще ждал слов по типу: «А можно домой Game Boy поиграть?», - Это сказал почти каждый.

Приятно, радостно, но недолго. Спустя час, все разошлись по рабочим местам. Это оправданно, ведь возраст не тот, да и этап уже пройденный.