Крупнейшая в России интернет-компания «Яндекс» в рамках ежегодной конференции маркетологов и ИТ-специалистов Yet another Conference (YaС) отметилась анонсом нескольких новых продуктов. Так, была представлена новая коммуникационная платформа «Яндекс.Дзен» для издателей контента. Кроме того, разработчики и маркетологи получили полный доступ к API сервиса «Яндекс.Погода». Ну, и в сервисе «Яндекс.Здоровье» официально заработали онлайн-консультации с терапевтом и педиатром, что должно повысить доступность медицинских услуг в малых населённых пунктах. О сути главных анонсов и том, что осталось за кадром, в репортаже с YaC 2017.

Yet another Conference 2017.

«Яндекс» как и многие другие высокотехнологичные компании продолжает искать ниши для своего роста. Как и прежде, особые надежды связаны с машинным интеллектом и большими данными. Собственно, подчёркивая возможности математических вычислений и искусственного интеллекта, конференцию YaC 2017 открыла музыкальная композиция, целиком написанная нейронной сетью, которая умеет сочинять музыку и создавать её в стиле разных композиторов. На этот раз аудитории представили сочинение по мотивам работ Александра Скрябина. По словам музыкальных экспертов, машинная музыка на 100% совпадала по стилистике с работами Скрябина.

«В последние годы, благодаря развитию математики и росту вычислительных мощностей компьютеров, у ученых появилась возможность создавать сложные нейросети, системы искусственного интеллекта, способные исполнять нетривиальные задачи и даже мыслить креативно, создавая новые образцы искусства и технологий, - отметил Андрей Себрант, директор по маркетингу сервисов компании «Яндекс». - Алексей Тихонов и Иван Ямщиков, программисты из Яндекса, добавили в число достижений искусственного разума и музыку, создав нейросеть, способную анализировать музыкальные произведения и писать свои собственные композиции, не похожие на них. Сегодня мы представили вам возможности искусственного интеллекта».

Тем не менее, основная часть докладов YaC 2017 была посвящена совсем другим, более житейским темам.

«Яндекс.Дзен»: новая платформа для распространения контента

В числе первых анонсов - новая коммуникационная платформа для производителей информационного и мультимедийного контента, СМИ, блогеров, брендов и авторов, которые хотят публиковаться в ленте сервиса рекомендаций статей «Яндекс.Дзен». Если говорить очень просто, то новая платформа эдакий гибрид рекомендательного сервиса и Instagram Stories.

YaC 2017, секретный доклад.

По подсчётам «Яндекс.Метрики», в 2017 году «Дзен» принёс на российские новостные сайты порядка 16 млн. переходов, что по объёму трафика значительно больше, чем любая из российских соцсетей. Стоит отметить, что «Дзен» - это персональная лента рекомендованных новостей. Сервис работает на главной странице «Яндекса» в «Яндекс.Браузере», «Яндекс.Лончере» и в веб-версии.

Платформа позволяет всем желающим создать свой канал или издание в «Дзене» и публиковать в нём свои материалы, созданные во встроенном редакторе. Информация будет адаптирована для просмотра на мобильных устройствах.

Медиадиректор проекта «Яндекс.Дзен» Даниил Трабун.

При этом «Дзен» позволит изданиям монетизировать свой контент и получать переходы на свои сайты. Как именно СМИ будут получать переходы, не поясняется, хотя представители компании заявляют, что уровень доходов будет сравним с размещением блоков контекстной и медийной рекламы.

Создатели «Дзена» предлагают брендам открыть свои каналы в «Дзене», чтобы публиковать полезные для пользователей материалы. Эта информация будет предлагаться тем, чьи интересы совпадают с целями бренда, подчеркнул медиадиректор проекта «Яндекс.Дзен» Даниил Трабун.

Статистика переходов на новостные сайты.

Вознаграждение издателям Яндекс.Дзен.

Блогеры-владельцы каналов в «Дзене» получат возможность подключить рекламную сеть, чтобы монетизировать свои проекты. После достижения более 30 тысяч просмотров в неделю, платформа предложит выбор способа монетизации: включение объявлений в статьях или добавление собственного рекламного кода. Разработчики предполагают, что первая схема подойдет независимым авторам, вторая — большим изданиям.

Лучших авторов «Яндекс» будет награждать грантами, в течение 2017 года компания хочет раздать блогерам $1 млн. При этом формат распределения этого бюджета будет схож с системой грантов наиболее интересным каналам.

Яндекс.Дзен.

Яндекс.Дзен.

Поскольку значительная часть пользователей «Дзена» пользуются сервисом с мобильных устройств, разработчики создали мобильный формат материалов под названием «Нарратив». Такой формат состоит из нескольких экранов с разным контентом, которые пользователь может перелистывать вперёд или назад. Этот формат будет доступен летом 2017 года. В настоящее время такой тип представления контента проходит внутреннее тестирование.

API «Яндекс.Погоды» доступны всем

Вторая новость - «Яндекс» открыл доступ к API сервиса «Яндекс.Погода». Информацию «Яндекс.Погоды» можно использовать для анализа аудитории площадок и сервисов — например, как использование проекта меняется в дождливую или солнечную погоду.

По словам Дмитрия Соломенцева, руководителя разработки технологии гиперлокальных прогнозов погоды Meteum (алгоритм используется в «Яндекс.Погоде»), при температуре воздуха плюс 18 градусов люди больше всего гуляют. «Мы также видим, что, например, в Москве по экспоненте растёт популярность такси в дождливую погоду. Более того, на карте хорошо видно, как меняется спрос на услуги такси в зависимости от погоды», - рассказал он.

Яндекс.Погода.

Яндекс.Погода.

Дмитрий Соломенцев также отметил, что технология Meteum, которая используется в «Яндекс.Погоде», делает на 25% меньше ошибок при прогнозировании температуры, и на 40% точнее предсказывает осадки. Всё это позволяет использовать данные интернет-маркетологам для улучшения показателей эффективности рекламных кампаний.

Жаркая погода напрямую влияет на продажи прохладительных напитков и мороженого. А при похолодании растёт спрос на согревающие напитки, чай и кофе.

Дмитрий Соломенцев, руководитель разработки технологии гиперлокальных прогнозов погоды Meteum.

В качестве примера в «Яндексе» привели опыт французского ритейлера La Redoute, который смог поднять продажи на 13% с помощью баннеров людей в разной одежде, которая зависит от погоды в регионе пользователя. Стриминговый сервис Spotify в ненастную погоду более активно продвигал просмотр фильмов и сериалов, а также музыку по причине того, что люди в это время находились дома и могли заинтересоваться развлекательным контентом. Магазин Walmart в жаркую погоду «поднимал» на сайте товары, которые можно было использовать для «охлаждения». Выходит, ритейлеры электроники смогут помещать кондиционеры на самое видное место на сайте при жаркой погоде.

В рамках API доступны фактическое значение и прогноз погоды, климат по месяцам, климат по дням и другая информация.

 «Яндекс.Здоровье»: медицинские онлайн-консультации стали реалаьностью

Третья презентация была посвящена сервису удалённого медицинского консультирования. В числе причин появления «здоровья» среди направлений «Яндекса» в компании назвали бурный рост интереса к этой теме среди населения.

«За последний 5 лет мы зафиксировали двухкратный рост количества запроса «как лечить». В целом же каждый день 7,5 млн запросов относятся к теме здоровья. 30% всех запросов связаны с симптомами болезней», - привёл данные Григорий Бакунов, директор по распространению технологий Яндекса, руководитель сервиса «Яндекс.Здоровье».

Григорий Бакунов, директор по распространению технологий Яндекса, руководитель сервиса «Яндекс.Здоровье».

Доступность квалифицированной медицинской помощи в России продолжает быть актуальной уже долгое время. В «Яндексе» считают, что ключ к решению этого вопроса, дистанционное консультирования людей врачами терапевтами и педиатрами с помощью онлайн-чата. Подобный функционал получило приложение «Яндекс.Здоровье» - мобильное приложение для iOS и Android, в котором можно проконсультироваться с терапевтом или педиатром онлайн и записаться на приём в разные коммерческие клиники Москвы.

Благодаря приложению любой пользователь, где бы он ни находился, может получить совет квалифицированного врача. Онлайн-консультации пригодятся людям, которые по тем или иным причинам не могут попасть в клинику и не знают, к какому врачу идти. А также тем, кто просто хочет поговорить со специалистом о своём здоровье и здоровье близких.

Запросы о здоровье.

Запросы о здоровье в интернете.

Терапевты и педиатры работают круглосуточно и готовы консультировать всех, кто знает русский язык. Заявка передаётся первому освободившемся специалисту, поэтому ответа не приходится долго ждать. Пообщаться с врачом можно в чате или по видеосвязи. А чтобы его советы не потерялись, после консультации он пришлёт отчёт.

Врачи отвечают на любые вопросы, связанные с медициной и уходом за больными и детьми. Например, что делать для профилактики простуды, как помочь ребенку побыстрее уснуть и как правильно читать результаты анализов. Если понадобится, можно прислать врачу дополнительные материалы — фотографию высыпания на коже, рецепта и тому подобного.

Пока сервис работает только в форме мобильного приложения, но в скором времени ожидается появление веб-версии.

Яндекс.Здоровье.

C 31 мая цена первой консультации — 99 рублей, последующих — 499 рублей. Оплатить услугу можно картой российского, белорусского, казахского или европейского банка. Деньги спишутся только после того, как пользователь получит отчёт. Если состояние человека покажется врачу опасным, он посоветует вызвать скорую помощь и не возьмёт плату за консультацию.

Партнером в данном сервисе выступила онлайн-клиника Doc+, в которую прежде инвестировал сам «Яндекс». Пока в сервисе доступны только две категории врачей - педиатры и терапевты. Средний стаж работы врачей — 7 лет. Каждый из них прошёл специальный курс подготовки.

Яндекс.Здоровье.  Яндекс.Здоровье.

«Яндекс.Здоровье» позиционируется как альтернатива медицинским форумам в интернете, где пользователи ищут советы по лечению различных заболеваний, но никто не дает гарантий относительно верности таких советов.

В дальнейшем «Яндекс» планирует расширить перечень медицинских специалистов, с которыми можно получить консультации. Запланировано и привлечение новых партнеров в развитие сервиса. В более отдаленных планах - анализ информации с фитнес-трекеров. Но пока, как подчеркивают в «Яндексе», как такого рода информация может пригодиться врачам. Кроме того, для развития сервиса необходимо принятие закона о телемедицины. Дело в том, что по российским законам, врач может поставить диагноз и назначить лечение только на очном приёме. По этой причине «Яндекс.Здоровье» заявлен в качестве сервиса онлайн-консультаций, то есть не является не медицинской услугой.

По словам Григория Бакунова, предварительный проект закона о телемедицине уже подготовлен министерством здравоохранения России и получил положительный отзыв в Правительстве. Сейчас законопроект находится на этапе передачи его на рассмотрение в Государственную Думу. При благоприятном стечении обстоятельств, законопроект может быть принят до конца 2018 года и вступить в действие с 1 января 2019 года.