В 2006 году компания Nokia продала в мире более 340 млн. мобильных телефонов, заняв долю рынка в 34,1%. Россия занимает шестое место по объемам продаж ассортимента Nokia и считается для финского производителя одной из самых привлекательных площадок в ближайшем будущем. О позиции компании на рынке и перспективах развития мы поговорили с Павлом Чудиновым, главой уральского офиса Nokia Customer and Market Operations.

- По итогам 2006 года компания Nokia в России, вот уже который раз, стала лидером по продажам мобильных терминалов. Как в этом отношении себя проявляет российский рынок? Как ваша компания развивается на Урале?

- По итогам 2005 года объем продаж Nokia в России составил порядка ?1,410 млрд., а по итогам 2006 – ?1,518 млрд. Оба года Российская Федерация входит в десятку лидеров по реализации продукции Nokia. В прошедшем году она заняла шестое место по продажам в мировом масштабе. Это достаточно серьезный показатель. Если говорить о европейском рынке, то по итогам 2006 года Россия вышла на третье место, совсем немного уступив Великобритании и Германии. Россия - один из самых перспективных рынков мира для нас.

- Если мы сравним динамику продаж с другими странами. Есть ли какие-то особенности или аномалии?

- Объемы продаж компании по итогам прошлого года составили ?41,1 млрд. Крупнейшими торговыми рынками остаются Китай - ?4,9 млрд., США - ?2,8 млрд., Индия - ?2,7 млрд. Во всех регионах, будь то Европа, Ближний Восток, Азия или Америка мы занимаем лидирующие позиции.

- А как бренд Nokia воспринимается конечными потребителями? Есть ли какие-то особенности в восприятии продукции в разных странах и регионах?

- Безусловно, в каждой стране в каждом регионе восприятие нашей продукции различно. Интереснее всего сравнить восприятие западноевропейского и российского потребителя. В России мобильный телефон не только устройство для связи, но и статусный и имиджевый аксессуар. Поэтому продажи дорогих и многофункциональных телефонов, включая модели с поддержкой сетей третьего поколения достаточно высоки. Если говорить о предпочтениях внутри России, то во всех регионах имеют место быть сходные тенденции. Сложно определить различия и особенности. Потребности во многом совпадают.

Павел Чудинов, глава уральского офиса Nokia Customer and Market Operations.

- Павел, в продолжение разговора о любви русских к дорогим и имиджевым устройствам хотелось бы вспомнить о том, что компания Nokia специально для российских потребителей выпустила эксклюзивную версию модели Nokia 8800 в черном исполнении. Планируются ли подобного рода продукты в ближайшем будущем?

- Я думаю, что такие варианты, конечно же, будут. Единственное, пока нельзя точно рассказать о конкретных телефонах. Если говорить о популярности Nokia 8800, то стоит вспомнить модель премиум сегмента Nokia 8910i. Большинство продаж этого устройства в Европе приходились именно на Россию, поэтому вполне логично, что и Nokia 8800 также был востребован. Именно поэтому наша компания представила для российских потребителей модель в эксклюзивном черном варианте.

- В 2005 году ваша компания боролась за первую строку с Motorola, в 2006 – с Samsung. Удивительно, но в рамках жесткой конкуренции Nokia и в 2005, и в 2006 году становилась лидером. Более того, по предварительным данным, производитель укрепил свои позиции, увеличив долю в общих продажах телефонов на российском рынке с 22% в 2005 году до 27% в 2006. И все это несмотря на конфликт с компанией «Евросеть» и снижением лояльности к бренду со стороны некоторых розничных сетей. Как Вы считаете, в чем секрет успеха?

- Прежде всего, успех пришел потому, что мы продвигаем бренд как комплекс разнообразных мероприятий. Это и реклама на федеральном уровне, это и локальные акции с нашими дистрибьюторами, это работа с конечным потребителем, это обучение персонала. Продукты, которые мы предлагаем нашим покупателям, предназначены для разных целевых аудиторий. Парадигма Nokia неразрывно связана с понятиями Live, Connect, Achieve, Explore: «жить», «связываться», «добиваться», «исследовать», каждое из которых и формирует специальную категорию телефонов. Для бизнес-пользователей мы предлагаем аппараты Nokia E-series, а для тех, кто увлечен фото и видеосъемкой и любит слушать музыку – мультимедийные компьютеры и многофунуциональные конвергентные устройства N-series. Не последнее место в нашей деятельности имеет сайт Nokia.Ru. Не забываем мы и о сервисном обслуживании. Все эти направления в нашей работе, начиная с 2004 года, позволили занять компании лидирующие позиции.

Павел Чудинов, Nokia Customer and Market Operations.- Пару дней назад был в одном челябинском магазине «Евросеть». Меня удивило то, что аппаратов Nokia я вообще не увидел, либо они были на самых дальних полках и в малых количествах. Спросив у консультантов о моделях финского производителя, я получил ответ о том, что в продаже таких телефонов сейчас мало. Та же самая история повторилась еще в трех салонах торговой сети. Чем можно объяснить такие явления? Насколько серьезно испорчены отношения между Nokia и «Евросеть»?

- Комментарий по поводу «Евросети» озвучил наш генеральный директор в странах СНГ Алессандро Фиорентино. «Евросеть» является нашим ценным партнером, и мы делаем все, чтобы наш совместный бизнес был более успешным.

- Что ж, хорошо.
С 2003 года в России стали появляться фирменные салоны Nokia. Вначале в Москве, затем Санкт-Петербурге, Челябинске и других городах. Что принципиально нового предлагает конечному потребителю фирменный салон компании?

- Задача фирменных салонов и отделов представить потребителю максимальный выбор как телефонов, так и оригинальных аксессуаров к ним. Все продавцы, которые задействованы в брендовых магазинах, в обязательном порядке проходят регулярное обучение на тренингах Nokia Academy. В фирменных салонах Nokia любой потребитель может получить профессиональную консультацию по любым вопросам. Это не только центр по продаже мобильных телефонов и аксессуаров. Кроме того, в данных магазинах мы часто проводим специальные акции…

- Вы имеете ввиду так называемые тест-драйвы со свободной выкладкой продукции?

- Да именно. Любой посетитель фирменного салона без проблем может посмотреть и поработать с конкретным устройством: послушать музыку, сделать пару снимков, передать отснятый материал по Bluetooth или Wi-Fi. Кто-то захочет напечатать фотографии на беспроводном принтере, нет проблем. Человек может посмотреть и получить полную консультацию по всему спектру нашей продукции. Это очень важно, особенно для принятия решения о покупке телефона Nokia.

Павел Чудинов, Nokia.- Насколько мне известно, все фирменные салоны создаются при содействии розничных сетей. Чем обусловлен выбор партнеров для открытия фирменных салонов?

- Прежде всего, мы выбираем таких партнеров, у которых есть большой опыт работы на рынке мобильного ритейла. Конечно же, просматривается история отношения с партнером, его лояльность к нашему бренду, его желание развивать взаимоотношения с нами. Таких факторов достаточно много. По совокупности всей информации выбирается наиболее подходящий партнер. Немаловажный фактор – какое место может предложить партнёр для фирменного салона. Все фирменные должны соответствовать определённым, довольно-таки жёстким требованиям: достаточная площадь, удобное расположение, наличие парковки. Зачастую, найти подходящее место непросто.

- В 2006 году Nokia занялась развитием региональных салонов и магазинов. Но, к глубокому сожалению, это практически никак не коснулось Южного Урала. Появятся ли специализированные салоны Nokia в Челябинске и Челябинской области? Если появятся, то кто станет Вашим партнером?

- Естественно, что развитие нашей фирменной сети будет продолжаться. Мы планируем открывать фирменные отделы в Челябинске и области. И это естественно. Кто будет нашим партнером в этом деле, и, когда конкретно будут открыты торговые точки, пока говорить рано. Дело в том, что мы в настоящее время меняем стилистику и формат уже существующих фирменных салонов. Будет полностью изменена концепция по интерьеру, мебели и оборудованию. Торговые площади будут сделаны в стиле hi-tech. Уже сейчас можно проследить эту тенденцию в первом в мире флагманском магазине Nokia в Москве.

- То есть эталоном для остальных салонов будет флагманский магазин в Москве?

- Вы абсолютно правы. Флагманский магазин задает общий тон нашей фирменной розницы.

- В фирменном салоне на проспекте Ленина в Челябинске цены на весь ассортимент продукции Nokia выше, чем в других магазинах партнера. Торговая сеть работает под брендом «Цифроград». Влияет ли компания Nokia на розничные цены в фирменных магазинах или же это компетенция продавца-парнера?

- В настоящее время мы не занимаемся регулировкой розничных цен в таких магазинах. Это полностью зона ответственности нашего партнера.

- В Европе и США очень развито направление операторских телефонов. В России также были попытки продвижения таких продуктов. Например, Samsung E540 с тарифным планом Билайн «Интуиция». Можно ли ожидать появления таких устройств на российском рынке от Nokia?

- И у нас были примеры такого сотрудничества. Вообще это в большей степени зависит от желания самого оператора. Если говорить про Европу, то там рынок в большей степени зависит от операторов и зачастую дистрибуцией мобильных телефонов занимаются именно они. У нас же рынок более чем на 95% принадлежит ритейлу. Если со стороны российских операторов будут предложения, мы, вероятно, будем взаимодействовать.

О позиции компании на рынке и перспективах развития мы поговорили с Павлом Чудиновым, главой уральского офиса Nokia Customer and Market Operations.

- Nokia очень четко соблюдает сегментацию всех своих продуктов по потребителям, будь то устройства N-серии, или аппараты L’Amour Collection. Какие классы устройств, какие модели телефонов наиболее популярны у российских потребителей?

- Среди нашего большого модельного ряда трудно выделить особо популярные устройства. Мы работаем во всех ценовых диапазонах: от самого бюджетного, до самого дорогого. Позиционирование – это одна из самых серьезных задач. Более того, процесс создания мобильного телефона опирается на наши исследования потребителей, их предпочтения. Сейчас телефон создается исходя из того, что в том или ином сегменте необходимо конкретному человеку. Все это делается с той целью, чтобы клиенту было удобно выбрать.

- Применяются ли дополнительные методы стимулирования продаж на региональном уровне?

- Мы на постоянной основе проводим различные акции с нашими партнерами. Этому способствует BTL-поддержка и BTL-программы, мы используем разные решения для стимулирования продаж. Наиболее популярный вариант – брендированные подарки.

- Павел, мобильный телефон, как и любое техническое средство, иногда может не совсем корректно работать. В таких случаях приходится обращаться в сервисный центр. Что в этом направлении представляет Nokia?

- Я бы сказал, что, благодаря тому, что качество наших телефонов находится на самом высоком уровне, мы добились хороших результатов. Если все-таки возникают какие-то неполадки, наша широкая сеть сервисных центров максимально оперативно помогает решить все проблемы. Наиболее часто проблемы решаются простой перепрошивкой программного обеспечения. Прежде чем выпустить на рынок новую модель, она многократно тестируется. Выпуск новой модели – ответственный шаг, и мы очень серьезно готовимся к этому.

Nokia в России, вот уже который раз, стала лидером по продажам мобильных терминалов- Не планируется ли увеличение авторизованных сервисных центров на Южном Урале?

- Если потребность в увеличении сервисных центров будет, то мы обязательно примем решение об авторизации дополнительных мастерских как в Челябинске, так, например, и в Магнитогорске. В этом году мы внедрили новый принцип работы наших авторизованных сервисных центров. Мы взяли на себя все расходы по экспресс отправке из любого региона гарантийного телефона в Москву или Санкт-Петербург, если на месте не представляется возможности сделать ремонт. В связи с этим, время, которое мобильный телефон проводит в сервисе, сильно сокращается.

- Как будет развиваться Nokia на нашем рынке? Чего можно ожидать в ближайшее время потенциальным клиентам компании?

- Потребителям стоит ожидать новых продуктов Nokia. Все они достаточно интересны. Стоит обратить внимание на Nokia 6300 в классическом корпусе с панелями из нержавеющей стали. Среди новинок есть такие модели, как Nokia 6290 раскладушка с дисплеем, поддерживающим более 16 млн. цветов и читаемым в любых условиях освещенности. Что касается любителей мультимедийных компьютеров, то в продажу уже поступил N93i. Основное достоинство телефона – возможность видеосъемки в DVD-качестве и вывода изображения на телеэкран. Но бесспорным лидером, я бы сказал флагманом N-серии, можно назвать двусторонний слайдер N95. Не каждое мобильное устройство имеет камеру с разрешением 5 Mpix и встроенную систему GPS-навигации.

- Что Вы можете пожелать читателям проекта «Мобильный Челябинск»?

- Пожелать, наверное, сейчас можно наступления ранней весны, чтобы все отдохнули от февральских холодов. Хочется, чтобы все получали удовольствие от жизни, больше общались друг с другом, в том числе и с помощью наших мобильных телефонов.