Умные технологии активно используются не только в высокотехнологичных областях российской экономики в роде робототехники, беспилотном транспорте и машинном чтении, но и в безнадежно далёких от сферы ИТ и связи направлениях. Одно из них - дорожное хозяйство. В частности, с начала года ремонтом федеральных автодорог на Южном Урале и в Зауралье занимаются умные машины со встроенными модулями обмена данными с диспетчерскими пунктами. Более 100 экскаваторов, грейдеров, бульдозеров и катков оснастили специальными SIM-картами, которые позволяют дорожным службам контролировать процесс работы техники удалённо. О том, как это происходит на практике, рассказали и показали представители дорожно-строительной компании АО «УралАвтодор» и оператор «МегаФон».
Лето – самая горячая пора для дорожников, и нынешний год не стал исключением. В этом сезоне технику оснастили специальными блоками с GPS передатчиками и модулями связи со специальными sim-картами (по аналогии с системой контроля за транспортом «Платон»). Участниками проекта стали компании «УралАвтодор» и «МегаФон».
Для наглядного изучения работы умной техники в полевых условиях отправляемся на один из объектов, где внедрены новые технологии. Это 11 километровый участок трассы «Иртыш» Р-254 возле поворота на Юргамыш (Курганская область), где летом 2018 года проходит капитальный ремонт.
Технико-экономические показатели | |
Категория дороги | II |
Количество полос движения | 2 |
Строительная длина | 11 км |
Ширина зем. полотна | 15 м |
Ширина проезжей части | 7,5 м |
Расчётная скорость движения | 120 км/ч |
Ширина обочины | 3,75 м |
Тип дорожной одежды | капитальный |
Вид покрытия | асфальтобетон, ЩМА-16 |
Стоимость по контракту | 362 814 178 рублей |
Начало работ | 30.05.2018 |
Окончание работ | 15.11.2018 |
На месте нас встречает большое количество самой разной дорожной техники – от уникальной американской фрезы, для удаления старого асфальта и его автоматической переработки в смесь для укладки нового асфальтобетона, до привычных всем катков, грузовиков и асфальтоукладчиков.
Интернет-вещей в дорожном хозяйстве
При сооружении дорог компания использует новейшую современную технику. Большая часть машин приобретены в лизинг и имеют уникальные технические характеристики. Они оснащены системой автоматического управления. Умная техника сама контролирует процесс производства снятия старого асфальтобетона и укладки новых слоев дорожной одежды, а водитель сверяет показания приборов с проектными данными, не полагаясь на глазомер и собственный опыт.
Так, например, асфальтоукладчик VOLVO P7820C – обладает электронной системой управления (ЕРМ) последнего поколения. Его система сверхгладкой укладки позволяет обустраивать покрытие на любых поверхностях, включая уклоны и повороты. Ещё машина отличается низким уровнем шума и токсичности выхлопных газов.
Асфальтоукладчик VOGELE SUPER 1600-3 – машина последнего поколения в линейке. Гидравлические моторы конвейерных лент и шнеков высокой мощности рассчитаны на укладку 600 тонн смеси за час работы.
В мае этого года на дороги Курганской области вышла новая дорожная техника - американская фреза ROADTEC с функцией холодной регенерации. Она отличается высокими техническими характеристиками, не имеет аналогов среди отечественных машин и на российских дорогах используется в единичных экземплярах.
Машина мощностью в 700 лошадиных сил способна удалять изношенный слой дорожного покрытия на всю глубину (до 35 см) на ширине 2,2 метра. Также техника оснащена системой автоматического контроля нивелирования в 3D-проекции, что обеспечивает необходимую точность при производстве дорожных работ.
«Машина позволит реализовать линейный конвейерный производственный процесс от фрезерования до укладки готовой дорожной смеси, - комментирует директор по содержанию автомобильных дорог АО «УралАвтодор» Юрий Корнилов. – Это значительно увеличит производительность и положительно скажется на пропускной способности дорог в местах проведения ремонтных работ».
Применение современных систем навигации позволяет компании грамотно планировать и организовывать производственные процессы. На сегодняшний день АО «УралАвтодор» содержит и обслуживает 290 километров федеральных дорог в Челябинской области. С июля 2018 года их протяженность увеличится до 800 километров.
дновременно компания проводит работы по капитальному ремонту автомобильных дорог. В новом строительном сезоне в рамках государственных контрактов в Курганской области будет восстановлено и приведено в нормативное состояние 33 километра федеральных дорог.
На трех участках в Юргамышском и Щучанском районах Курганской области рабочие бригады АО «УралАвтодор» заменят дорожную одежду на более прочную и долговечную, обустроят обочины и переходно-скоростные полосы. В целях обеспечения безопасности дорожного движения установят барьерное ограждение, сигнальные столбики, заменят дорожные знаки на новые и оборудуют остановки общественного транспорта.
В настоящее время на участке трассы с 213-го по 225-й километр генподрядчик АО «УралАвтодор» ведёт работы по укладке восстановленных дорожных основания и покрытия. Сделано 2 километра дорог без верхнего слоя асфальтобетона. Последний слой из щебёночно-мастичного асфальтобетона дорожники уложат в августе перед сдачей всего дорожного участка в эксплуатацию.
С начала строительного сезона в 2018 году асфальтобетонный завод компании для капитального ремонта автодороги Р-254 «Иртыш» произвел более 5 тысяч тонн асфальтобетонной смеси. Всего необходимо изготовить более 80 тысяч тонн.
- Благодаря GPS навигации мы всегда точно знаем о местонахождении наших машин и удаленно контролируем работу водителей и состояние техники. В нашем парке – около ста единиц дорожной техники и вся она оснащена системой контроля дорожных механизмов. На объектах задействованы экскаваторы, грейдеры, бульдозеры, катки, асфальтоукладчики, самосвалы и прочая специализированная техника. Учитывая, что требования к содержанию и капитальному ремонту федеральных дорог сегодня высоки, то вся техника должна работать эффективно, обеспечивая выполнение требований контрактов с максимальной точностью и быстротой, - отмечает Юрий Корнилов.
Как это работает?
С начала 2018 года компания «УралАвтодор» оснастила всю свою технику специальными блоками мониторинга с GPS передатчиками и модулями связи со специальными sim-картами. Через веб-интерфейс на карте отображается информация о местонахождении техники. В режиме реального времени специалисты дорожно-строительной компании удаленно контролируют расход топлива, пройденное расстояние, текущую скорость, состояние двигателей, механизмов и остаток времени до следующего технического обслуживания. Данные поступают на пульт диспетчера по защищенному каналу связи.
Доступ к информации можно получить через мобильное приложение, включая статистическую информацию по каждой единице спецтехники.
В проекте «УралАвтодор» использует сервис «M2M-мониторинг» и услугу «Контроль автопарка» оператора «МегаФона». Услуга «M2M-мониторинг» делает возможным доступ к оперативной информации о потребляемых услугах связи и о работоспособности М2М-оборудования. Посредством этой информации можно повысить уровень контроля над М2М-оборудованием путём управления группами SIM-карт, предотвратить аварийные ситуации и перерасход средств.
Уже сейчас услуга используется банкам и торговым предприятиям, автопроизводителями, компаниями из сферы энергетики и ЖКХ, топливно-энергетическими организациями, а также компаниям, специализирующимся на охранных сервисах, безопасности и доставки грузов.
«На Южном Урале уже каждый четвертый бизнес-клиент «МегаФона» применяет сервисы автоматизации производства, в том числе, на основе наших телеком-разработок. Теперь копилка уникальных примеров внедрения и эффективного использования технологий, когда устройства обмениваются данными без участия человека, пополнилась и ремонтно-дорожной сферой», – рассказывает руководитель по развитию корпоративного бизнеса Челябинского отделения «МегаФона» Максим Пахтусов.
Базовый вариант «Контроль автопарка» обойдётся клиенту в 400 рублей в месяц за одну sim-карту. При этом оплата мобильного интернет-трафика не взимается. Максимальная скорость передачи данных ограничена до 64 кбит/с (этого более чем достаточно для мониторинга за транспортными средствами). В услугу также включено 30 бесплатных SMS на месяц.
На транспортное средство клиента устанавливается абонентский терминал с модулем GPS или ГЛОНАСС/GPS, который позволяет отслеживать маршрут движения транспортного средства, его скорость, направление движения и другие параметры, которые важны для понимания рентабельности бизнес-процессов.
Кроме того, к абонентскому терминалу можно подключить дополнительные устройства и датчики, которые отслеживают объём топлива в баке, безопасность вождения, температуру в рефрижераторе, а также позволяют водителю отправлять сообщения.
Данные от терминала по GSM-каналу поступают на сервер «МегаФона». Доступ к данным осуществляется через мониторинговое программное обеспечение услуги «Контроль автопарка», которое клиент может бесплатно загрузить и установить на свой компьютер или мобильное устройство.
Что касается компании «УралАвтодор», то она готова и дальше инвестировать собственные средства в техническое переоснащение. В 2018 году планируется приобрести дорожные машины и механизмы на общую сумму более 500 миллионов рублей. Модернизация парка техники позволит внедрить новые технологии в дорожно-строительную отрасль региона и немаловажную роль в этом играет оснащение техники сервисами интернета вещей.