/ / Hi-Tech

В феврале 2010 года Государственная комиссия по радиочастотам разрешила устанавливать на борту воздушных судов базовые станции сотовой связи. Данное решение даёт возможность операторам предоставлять пассажирам услуги связи во время полёта. Авиакомпании «Аэрофлот», S7 Airlines и «Трансаэро» уже работают над реализацией этого проекта.

Теперь пассажиры российских авиакомпаний смогут пользоваться сотовым телефоном во время полёта. Это стало возможным благодаря решению Государственной комиссии по радиочастотам [ГКРЧ] о выделении полос частот в диапазоне 1710-1785 МГц и 1805-1885 МГц для организации микросетей сотовой связи GSM на борту самолётов.

- Пассажиры получат возможность пользоваться всеми услугами сотовой связи, - отметил руководитель секции Национальной радиоассоциации Виктор Глушко.

По его словам, базовые станции, установленные в самолетах, будут работать только на высоте более трех тысяч метров. Если высота будет ниже, станции будут автоматически отключаться, чтобы не создавать помехи для наземных служб. Таким образом, исключается использование мобильных телефонов в наиболее ответственных фазах полета - при взлете и посадке.

Стоит отметить, что ранее представители авиакомпаний «боролись» с мобильными телефонами на борту самолётов. Основой причиной, запрещающей использования сотовых телефонов в самолёте, являлись помехи, которые могут вызвать звонки по мобильному. Считается, что звонок по телефону может привести к конфликту частот оборудования самолёта, а также изменить показания навигационных систем.

Сотовая связь в самолете работает через базовые станции, подключенные к бортовой системе спутниковой связи. Подобную услугу пассажирам уже предоставляют авиакомпании Delta, Air France, Lufthansa, Emirates и другие. С 2008 года роуминг в этих сетях для российских пассажиров обеспечивает компания «Вымпелком» [бренд «Билайн»]: минута разговора стоит от 69 до 129 рублей, а отправка SMS - 19 рублей.

 Авиалайнер Airbus A319 компании «Аэрофлот».

Сколько будут стоить разговоры по мобильному на российских самолётах, пока неизвестно. По словам Наума Мардера, заместителя министра связи и массовых коммуникаций, стоимость будет складываться из подключения к земной станции и платы за космические ресурсы.

- Экономика должна быть приемлемой, если оборудовать много самолётов, - считает Наум Мардер. - Если будет много пользователей, то тарифы будут приемлемыми.

Между тем, среди российских авиаперевозчиков интерес к звонкам с мобильников во время полёта проявляют «Аэрофлот», S7 и «Трансаэро». Как передаёт издание Lenta.Ru, «Аэрофлот» готов провести эксперимент на двух своих лайнерах с одним из сотовых операторов.

 Авиалайнер компании S7 Airlines.

Салон самолёта Airbus A320.

По информации газеты «Ведомости», компания «Межрегиональный транзит телеком» [МТТ] намерена предоставлять мобильную связь на рейсах S7 и «Трансаэро». Об этом рассказал гендиректор оператора Эльдар Разроев. «У МТТ есть лицензия виртуального оператора, а в феврале ГКРЧ разрешила использовать диапазон 1700-1800 МГц для сотовой связи в самолетах», - напомнил он. В начале 2011 года МТТ планирует начать оказывать услуги на рейсах названных авиакомпаний.

S7 ведет работы по телефонизации авиалайнеров, подтвердил ее представитель Кирилл Алявдин. Сейчас МТТ и S7 выбирают техническое решение для создания бортовых сотовых сетей. Представитель «Трансаэро» Сергей Быхал сказал лишь, что авиакомпания «продвигается по пути» телефонизации самолётов.

 Самолёт авиакомпании «Трансаэро».

По оценке Эльдара Разроева, оснащение каждого авиалайнера сотовой сетью обойдётся в $200-500 тыс. Будущие тарифы на связь он не раскрывает.

Из операторов «большой тройки» о планах развития связи в самолётах говорит только МегаФон. Он намерен запустить такой проект уже в 2010 году, пояснила специалист по связям с общественностью Людмила Игнатьева.

Ну а пока сотовая связь и мобильный интернет на борту российских авиалайнеров остается экзотикой. Остаётся надеяться, что это ненадолго.