Люди все чаще и охотнее покупают товары в кредит, предпочитая совершать крупные покупки в рассрочку. Цифры говорят о том, что в 2005 году в кредит было куплено 20% всех мобильных телефонов в России, а в 2006 такие покупки составили уже 25%. Во многом это связано со стремлением пользователей стать обладателями самых последних мобильных новинок. Насколько сильно желание «быть первым», для того чтобы загнать себя в «кредитную повинность»?

Кредитный бум на покупку мобильных телефонов и другой цифровой техники начался в 2005 году. С этого времени доля кредитов неуклонно растет. По информации компании «Евросеть», за 2006 год доля выручки от продаж сотовых телефонов в кредит от всех  продаж салонов связи в России увеличилась на 5%. А общий объем выручки от розничных продаж сотовых телефонов в кредит в 2006 году в России составил $1,38 млрд., что на 25% больше выручки от этих продаж в 2005 году. Средняя стоимость сотового телефона, проданного в России в кредит в 2006 году, составила около 7000 рублей [$263]. Это на $43 или на 20% выше, чем средняя стоимость телефона, проданного в кредит в 2005 году.

- В 30% случаев клиенты, покупая дорогую технику в наших салонах, оформляют кредит. В среднем по рынку этот процент ниже, потому что клиент, выбирая салон связи, где можно оформить цифровую технику в кредит, чаще всего выбирает наши салоны. У нас действует предложение от двух-трех банков в каждом салоне, дающее возможность клиенту подобрать наиболее подходящую кредитную программу и минимизирующее риск получить отказ в кредите, - заключает Евгения Деева, PR-менеджер Уральского филиала компании «Евросеть».

В магазинах цифровой техники «DИКСИС» покупки в кредит занимают от 5 до 30% в общих продажах. При этом специалисты компании отмечают, что данный показатель сильно варьируется в зависимости от региона. «Если в Москве на долю продаж в кредит приходится порядка 5-7%, то, например, в Красноярском крае эта доля в отдельные месяцы может превышать и 30%».

В магазинах «Связной» до 20-23% всех покупок происходят в кредит. Но в компании уверены, что это не предел.

- По количеству проданного товара в штучном выражении, доля продаж в кредит без учета платежей и карт оплаты в первом квартале 2007 года равна 8% по России в целом, и 12% в Челябинске. В денежном выражении по России в кредит совершается 23% покупок, в Челябинске - 33%, - приводит данные руководитель отдела по связям с общественностью группы компаний «Связной» Елена Ноготкова.

В «Цифрограде» цифры относительно продаж в кредит также укладываются в общую динамику.

- Продажи в кредит в общем объеме наших операций составили в апреле 2007 года порядка 23%. При этом есть регионы, в которых доля кредитов составляет 40%. На Урале этот показатель составляет чуть более 30%. Средняя стоимость покупки в кредит – 8000 рублей, - отмечает PR-директор управляющей компании «Цифроград» Татьяна Москалева.

Средняя цена мобильных телефонов, продающихся в кредит, обычно выше 7900-9300 рублей. Собственно, именно этим в определенной степени и объясняется тенденция увеличения средней стоимости телефона, которую активно демонстрирует в настоящее время рынок сотового ритейла.

Польза от покупки техники в кредит понятна – деньги можно выплачивать небольшими траншами в течение длительного периода, а устройством можно пользоваться прямо здесь и сейчас.

Если посмотреть на тех, кто покупает телефоны и цифровую технику в кредит, то получается весьма интересная картина. Основную часть заемщиков составляют те, кто не располагает нужной суммой денег для покупки [их доход не позволяет совершить покупку]. Кроме того, к кредиту прибегают люди, которые могут позволить купить товар, но покупка будет обременительна для их бюджета [например, человек получает 20 тыс. рублей и хочет купить сотовый за 18 тыс. рублей]. В последнюю категорию входят наиболее состоятельные люди, которые по своей «забывчивости» просто не взяли с собой наличными несколько десятков тысяч рублей, а купить ну очень нужно.

- По нашим наблюдениям, обычно в кредит мобильные телефоны и цифровую технику предпочитают покупать люди со средним уровнем дохода, которые могут позволить себе приобрести дорогую модель телефона, но предпочитают не сразу оплачивать всю сумму, а отдавать по частям, - рассказывает Надежда Виникова, пресс-секретарь группы компаний «DИКСИС». - Кроме того, это также покупатели с невысокими доходами, которым довольно сложно приобрести в кредит хороший телефон. Последняя категория покупателей больше характерная для регионов с более низкими доходами населения.

Польза от покупки техники в кредит понятна – деньги можно выплачивать небольшими траншами в течение длительного периода, а устройством можно пользоваться прямо здесь и сейчас. Какие опасности подстерегают заемщика?

Те, кто берут в кредит, имеют слабое представление о том, сколько им придется платить за удобство.

- Если быть честным, то покупателю невыгодно брать телефон в кредит. Судите сами, ставка по кредиту в настоящее время у разных банков составляет 22-30%, - говорит консультант по кредитам одного из челябинских магазинов сотовой связи, пожелавший остаться неназванным. Если к этому прибавить то, что мобильники быстро устаревают и за первые полгода продаж их стоимость снижается на 15–30%, то в результате к моменту погашения стандартного полугодового потребительского кредита покупатель выплачивает 120–130% от первоначальной стоимости телефона. При этом розничная цена портативного устройства сотовой связи, которую он приобрел в кредит, уже составляет всего 70–85% от первоначальной.

«Главный минус покупки в кредит мобильного телефона, фотоаппарата и другой техники - высокая эффективная ставка кредитования, которая в большинстве случаев превышает 25-28% годовых, а в некоторых кредитных программах достигает 50–55% годовых» - продолжает источник по кредитам челябинского салона мобильной связи. Но на эти цифры и ставки многие потребители просто не обращают внимания.

Вот и получается, что хочешь новомодный и дорогой мобильник, фотоаппарат или MP3-плеер, неси все «тяготы» кредитной повинности.

Кредитный бум на покупку мобильных телефонов и другой цифровой техники начался в 2005 году.Елена Дежнева, сотрудница рекламного агентства:

- Кредит для меня не проблема, просто так удобнее покупать товары. До зарплаты еще далеко, а вещь какая-то нужна сейчас. Я могу позволить ее купить. В чем проблема?

Александр Бройтвиг, служащий страховой компании:

- Для покупки машины или квартиры кредит необходим. Еще под образовательные программы я воспринимаю кредитование. А вот покупать тот же телефон за две его стоимости, не вижу смысла. Вся эта техника дешевеет же.

Каждый волен выбирать, копить деньги и покупать телефон за наличные или же оказаться обладателем вожделенного телефона здесь и сейчас со значительной переплатой. Вполне возможно, что по каким-то причинам банк не захочет выдавать кредит. Главное - знать все плюсы и минусы всех способов покупки мобильных телефонов и цифровой техники.