/ / Интервью

Интернет-проект Yamobi.Ru продолжает подводить итоги года с представителями ключевых ИТ, телеком и интернет-компаний.  О достижениях, трендах и главных событиях 2017 года в сегменте связи, интернета и мобильного контента с командой интернет-проекта Yamobi рассказывает руководитель департамента продуктов макрорегиона «Урал» компании Tele2 Юрий Смирных.

Руководитель департамента продуктов макрорегиона «Урал» компании Tele2 Юрий Смирных.

Для оператора Tele2 2017 год стал периодом бурного роста в большинстве регионов Уральского федерального округа, Оренбургской области и Пермского края. Компания активно строила сети, запускала 4G, диверсифицировала тарифную линейку, запускала новых виртуальных операторов. Итоги года и перспективы мы обсудили с Юрием Смирных, который руководит департаментом продуктов макрорегиона «Урал» компании Tele2.

- Юрий, как вы оцениваете результаты 2017 года?

- Tele2 в течение 2017 года расширяла зоны покрытия 3G и 4G-интернета в Уральском регионе. Например, количество базовых станций с поддержкой 4G увеличилось за этот период вдвое. Знаковыми событиями для компании стали запуски в коммерческую эксплуатацию сетей 4G в Тюменской области и Пермском крае. Tele2 продолжает расширять сеть в соответствии с растущими потребностями жителей этих территорий-  с момента запуска 4G тюменский филиал увеличил количество базовых станций на 22%, пермский - на 41%.

Все это оказало воздействие на увеличение потребление мобильного интернета на Урале -  оно выросло в 3,2 раза.

В этом году мы запустили новую бизнес-стратегию «Другие правила». Tele2 стала создателем и ключевым игроком совершенно новой digital-экосистемы на базе мобильных услуг с помощью партнерств с другим бизнесом. Мы предлагаем своим клиентам простые, выгодные и удобные мобильные сервисы в самых различных сферах человеческой жизни.

Компания плотно взаимодействует с благотворительным фондом поддержки социальных инициатив в сфере детства «Навстречу переменам». Он уникален тем, что не боится поддерживать самые амбициозные, смелые и инновационные идеи, объединяя усилия бизнеса, некоммерческого сектора и гражданского общества в общем стремлении улучшить качество жизни российских детей и подростков. В 2017 году на конкурс социальных предпринимателей наибольшее число заявок подали жители Урала, в полуфинал конкурса вышло 10 проектов. 

Кроме этого, компания проводит собственные активности и поддерживает крупные городские мероприятия. В этом году в партнерстве с творческим объединением «Артмоссфера» Tele2 провела фестивали городской культуры «30 граней тебя» в Перми, Челябинске и Тюмени.  В этих городах работали выставки под открытым небом, на каждой можно было увидеть 15 работ московских художников и 15 работ местных авторов, посвященных граням личности человека, жизни и творчества. Фестивали посетили более 60 тыс. человек.

- Что бы вы отнесли к основным трендам года в отрасли телекома?

- В 2017 стало особенно заметно, что телеком меняется и интегрирует целый ряд смежных отраслей: интернет, финансовый сектор и сфера услуг. Это позволяет основным игрокам конкурировать не только по цене и качеству инфраструктуры, но и по набору в том числе не операторских сервисов. В настоящее время Tele2 не только активно развивает сеть, запускает 4G, но и выводит на рынок уникальные онлайн и офлайн предложения для своих абонентов, являясь, по сути, трендсеттером рынка. Каждый сотовый оператор предоставляет услуги голосовой связи, интернет и SMS, но для пользователя важны и дополнительные сервисы, которые будут облегчать им жизнь и экономить средства.

Второй тренд - меняющиеся потребности абонентов. Пользователи ждут от операторов новые продуктовые решения. Не так давно мы запустили новую опцию – обмен минут на гигабайты. Мы были уверены в востребованности данной услуги, но не предполагали такую популярность. Конечно, пока делать выводы рано, но уже сейчас можно сказать, что нам удалось угадать желание наших абонентов и найти новый для рынка подход к продукту. В начале года мы запустили опцию по переносу неиспользованных минут и гигабайтов на следующий месяц. Сейчас это решение работает не только у нас, его внедрили и наши коллеги по отрасли, это позволяет нам говорить о том, что Tele2 меняет рынок. И в 2018 году со своей стороны мы продолжим активно развивать сервисы.

Третий момент - развитие компаний из сферы услуг становится Big Data. Анализ массивов обезличенных данных позволяет не только понять потребности абонентов, оценить и удовлетворить их, но также и спрогнозировать модель поведения клиентов в будущем. Big Data – это новые возможности для всех. Что касается работы Tele2, то при планировании строительства салонов мы используем, как внутренние данные (о перемещении абонентов, трафик существующих салонов), так и внешние открытые базы данных объектов, размещенных вокруг потенциально интересных локаций. Определив востребованные для открытия салонов места, мы построили модель, которая позволяет предсказывать объемы продаж и обслуживания в салонах. Такой подход дает возможность приоретизировать строительство там, где мы более всего нужны абонентам. По аналогии планируется техническое развитие сети. Анализ данных позволяет спрогнозировать рост нагрузки на конкретную базовую станцию и поставить дополнительное оборудование до того, как растущая нагрузка скажется на качестве. В перспективе бизнес любого уровня, например, девелоперы, ритейлеры, органы власти, финансовые организации также будут обращаться к нам, операторам связи, чтобы проанализировать и спрогнозировать востребованность своего предложения в конкретном месте при помощи аналитических продуктов на основе обезличенных больших данных.

- Какое событие 2017 года, на ваш взгляд, оказало самое сильное влияние на отрасль связи, интернета, ИТ?

- В этом году очень заметно рос сегмент виртуальных операторов —MVNO. Эксперты оценивают их долю в 2,6% от общего числа отечественных мобильных абонентов, при этом в европейских странах доля может доходить до 40%.  Tele2, по сути, стала фабрикой MVNO. На данный момент у нас больше всех на рынке запущенных проектов. Общая численность абонентов виртуальных операторов на базе Tele2 составляет около 1 млн человек. Компания сотрудничает с «Ростелекомом», Сбербанком, Тинькофф Банком, Virgin и рядом других компаний. Почти все такие операторы работают по модели Full MVNO, то есть они используют от Tele2 только техническую инфраструктуру, а бренд, продуктовое наполнение, позиционирование у этих компаний свои. По нашим прогнозам, в 2018 году количество MVNO-проектов будет увеличиваться. 

- Каковы ваши прогнозы на 2018 год?

- В первом полугодии 2017 года после трех лет стагнации на рынке мобильной связи России мы увидели позитивный тренд – рынок снова стал расти. На это повлияло несколько факторов: увеличилось проникновение пакетных тарифов в абонентской базе, растет потребление передачи данных и всех смежных с этой услугой продуктов: продажи 3G и 4G девайсов, контента. Однако об устоявшемся тренде оздоровления рынка говорить еще рано. На положительную динамику в 2018 году окажет влияние ценовая и продуктовая политика наших коллег, предпочтения абонентов и многое другое. Но несмотря на большое количество переменных, мы ожидаем сохранения роста ранка в следующем году.

- Юрий, у вас есть возможность поздравить читателей нашего интернет-проекта с Новым годом.

- От всей души поздравляю читателей портала с наступающим новым годом. И хочу пожелать только хороших SMS-сообщений, быстрых скоростей в решении всех вопросов, частых звонков от близких и, конечно, много путешествий.  Мы в этом году меняли привычное и устанавливали новые правила. Пусть Других правил в каждой сфере вашей жизни будет больше - они делают нашу жизнь интереснее и в очередной раз доказывают, что возможно все.